Педагогическая копилка

«Использование сказкотерапии при формировании основ экономической культуры детей дошкольного возраста»

Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учитывая требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников детского сада, экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Так как оно приближает ребенка не только к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества. Потребность в этом была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

На первый взгляд может показаться, что понятия «экономика» и «дети» не совместимы. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он соприкасается с социальной действительностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов.

Учитывая интерес детей к различным экономическим процессам с одной стороны и отсутствие целенаправленного экономического воспитания с другой стороны, послужило причиной для углубленного изучения мной данной проблемы.

Несомненно, проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть через сказкуСказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.

 Цель экономического воспитания детей дошкольного возраста – познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.

Помогут раскрыть эту цель следующие задачи:

-Формировать экономическое сознание детей посредствам сказки.

-Учить решать в сказке простейшие экономические задачи.

-Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас.

-Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).

-Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.

Одним из главных критериев нового стандарта является социализация. Поэтому нужно стараться, чтобы дети усвоили моральные и нравственные ценности, становились более самостоятельными, целенаправленными в собственных действиях, развивали общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир.

 Сделать экономику понятной для детей помогают сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в супермаркет», «Магазин игрушек», «Путешествие наших писем»«Кукла заболела»«Моя новая прическа».

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе сюжетно-дидактической игры«Купи другу подарок»«Хочу и надо»«Кто, что производит»«Моя реклама», устанавливается адекватная возрасту ситуация общения.

И, конечно же, помогают детям в освоении многих экономических понятий – сказки. Существует несколько групп сказок:

Сказки о купле - продаже«Мальчик - с – пальчик»«Чудесная рубашка».

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Сказка о рыбаке и рыбке»«Жадная мельничиха»);

Сказки, отражающие труд людей«Терем -теремок»«Морозко»«Петушок и бобовое зернышко»«Золушка», здесь тоже целый клад для экономического воспитания. Идея такова, что труд украшает человека, что в итоге делает его счастливым и богатым.

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги»«доходы»«расходы»: («Муха – цокотуха»«Приключения Буратино»«Волшебное кольцо»).

Понятие товар раскрывается в сказке К. Чуковского «Федорино горе».

 Очень помогают в работе сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино» и др., где с детьми можно рассмотреть различные экономические ситуации.

Эти сказки можно использовать в образовательных ситуациях как интегрированный момент.

Например: математика–тема«Счет до 5». Можно включить игровую ситуацию сказку «Приключения Буратино» - где дети могут сосчитать, за сколько монет продал Буратино свой букварь? Вспомнить порядковый и обратный счет. Можно обсудить ситуацию, а правильно ли поступил Буратино, продав свой букварь, который купил ему папа Карло.

Рассматривая тему о свойствах и качествах предметов, дети, на примере сказки «Три поросенка», выбирают из какого строительного материала можно построить прочный дом, обследуя при этом солому, прутья, кирпич, дерево, объясняя при этом свой выбор.

На развитие речи – можно обсудить с детьми сказку «Муха – цокотуха». Что нашла Муха – цокотуха? Где купила муха самовар? Для чего она купила самовар? В этой игровой ситуации дети учатся правильно строить диалог, правильно отвечать на вопросы, произносить звуки, правильно строить предложения и рационально тратить деньги.

Социальный мир. Знакомство с профессиями происходит на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», где дети знакомятся с трудом людей, учатся ответственно относится к качеству продуктов труда, ценить и уважать разные профессии.

На занятиях по окружающему миру можно включить беседу: «Как домовенок Кузя, учил беречь природу, не выходя из квартиры, т. е. он призывал к тому, что нужно экономить электричество, воду и газ. Это все наша природа, без которой мы не можем обходиться.

Из примеров видно, что сказочные  персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества и помогают детям в усвоении экономических понятий.

Но работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

 Ведь семья - это реальная экономика, и в ней дети живут. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно. Родители должны чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, знакомить со своей профессией.

Им необходимо рассказать, что семейный бюджет складывается из денег, которые получают члены семьи (зарплата, пенсия, стипендия). Ребенок должен с раннего возраста понимать, что просто так деньги никому не дают, они зарабатываются. Говорить с детьми об экономических понятиях, конечно, нужно на доступном ему языке.

В работе с родителями можно использовать следующие формы: анкетирование, консультации, совместные открытые мероприятия, педагогические беседы.

Для того чтобы детям были более интересны и понятны экономические понятия можно использовать компьютерную игру«Распредели правильно семейный бюджет». Цель, которой - расширить представление детей о доходах и расходах (обязательные и необязательные).

Задачи игры следующие:

- учить работать на компьютере;

- развивать представление о рациональной трате денег;

воспитывать бережливость, хозяйственность;

Во время игры, детям предлагается распределить семейный бюджет. Перед детьми на компьютере изображены два квадрата: синий и красный; карточки с расходами.

При помощи мышки дети переносят на красный квадрат необходимые расходы, а на синий квадрат менее важные расходы. Дети с большим интересом и удовольствием самостоятельно распределяют доходы семьи. В завершении игры дети с азартом обсуждают свои результаты.

Используя разнообразные формы и методы работы в этом направлении, ребенок приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

В результате дети научатся: различать виды потребности (Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий, определять зависимость цены товара от его качества и количества, уметь определять семейный бюджет и его составные: доход и расход.

Эта работа в этом направлении поможет детям правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно, так как дети это будущее нашей страны.

Список используемой литературы:

Беляева Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / дисс. канд. пед. наук МГПУ —М., — 2008г.

Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / сост. О. И. Меньшикова — М.: Просвещение. —1993г.

Смоленцева А. А «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику» / С. П. б.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» - 2002г.

Шатов А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? / А. Д. Шатова // «Дошкольное воспитание» — 1989. —№ 8.

Шатова А. Д. Дошкольник иэкономика / Обруч. — 1999г. — № 1.

Шатова А. Д. Дошкольник иэкономика / Программа. — М., —1996г.

Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста / — М., — 1992г.

Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой — М.: Просвещение, — 1986г.

 

Подготовил

заместитель заведующего по основной деятельности            А.А.Бобрик

свернуть

«Речевые нарушения и причины их возникновения у детей дошкольного возраста»

    Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП). Комплектование в ПКПП проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие заключения (диагнозы): общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), дислалия, дизартрия, заикание, задержка речевого развития (ЗРР).

   Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР.

  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) - это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

  • дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
  • дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
  • дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15-20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица»-«пувица», «сковорода» -«кода») и звуконаполняемости слов («книга» - «нига», «мост»-«мот»).

   Дислалия – нарушение звукопроизношения в результате нарушения прикуса, неправильно сформировавшихся артикуляционных движений, укороченной подъязычной уздечки.

В возрасте 1-3,5 лет может быть поставлен диагноз физиологическая дислалия. Это возрастное искажение звукопроизношения, по мере формирования речевого аппарата звуки речи будут произноситься правильно.

    Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношение.

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему.

Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов («кигаезыт тое» — «книга лежит на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков.

     Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно связано с особенностями нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений.

Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

   Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Работа учителя-дефектолога в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-дефектолог проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5 – 6-летнего возраста, дети средней группы обследуются в течение года, дети младшей группы - по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка.

По мере исправления недостатков речи учитель-дефектолог выводит детей из списка и заменяет их другими. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье, они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 – 2 лет и более.

Подготовил: учитель-дефектолог Езерская Юлия Васильевна

Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов  / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской; 1998 г.
  2. Настольная книга логопеда / под ред. Л.Н. Зуевой, Е.Е. Шевцовой; 2005г.
  3. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений под ред. Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В.; 1993 г.
свернуть

Развитие мелкой моторики. Ум на кончиках пальцев

09.10.2020

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок» В. С. Сухомлинский.

     Почему так важно для детей развитие «тонкой» моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Ученые—нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

   Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

     Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

     Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

     Начинать развивать мелкую моторику ребёнка необходимо начинать уже с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, проговаривая разные потешки, чтобы в совокупности развивать не только моторику, но и речь. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

     Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку – белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

     Мелкую моторику рук развивают:

-различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

-игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия;

-рисование карандашами (фломастерами, кистью);

-застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

   Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

     Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

     В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

    Уважаемые коллеги, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, вы добьётесь самых плодотворных результатов в развитии «ума на кончиках пальцев». И помните, что каждый ребёнок особенный и все дети главные!

 

Подготовил: учитель-дефектолог Езерская Юлия Васильевна

Литература: 

1. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования. 

2.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок  Дошкольная педагогика. – 2008 №7.

3.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений  – М.: ООО «Гном-пресс», 2000

4.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008

5.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. С.Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.

6. И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей";

7А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики"

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерный перечень документации педагогов учреждений дошкольного образования смотреть в Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к 2017/2018 учебному году.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. План образовательного процесса с воспитанниками
  2. Протоколы родительских собраний
  3. Сведения о родителях и воспитанниках
  4. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования
  5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса
Документация, отражающая содержание деятельности воспитателя Требования

1.План образовательного процесса с воспитанниками

Годовые задачи УО на 2020/2021 уч.г.

Соответствие текущим годовым  задачам учреждения на учебный год.

Научно-методическое обеспечение

Перечень учебных изданий, официально утвержденных или допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования РБ.

Список детей

С учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию      родителей      и включению их в образовательный процесс.

Наличие разнообразных форм организации работы с семьей.

Соответствие  содержание работы с родителями годовым задачам учреждения,  сезону, возрасту воспитанников.

Индивидуальная работа с воспитанниками

  Содержание работы: по образовательным областям учебной программы   дошкольного образования  на все недели месяца на основе ежедневных наблюдений  педагогического работника и с учётом результатов детской  деятельности.

Закаливание

   Основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования.

Двигательная активность

Содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых.

Соответствие утренней гимнастики плану руководителя физического воспитания.

Наличие активного отдыха в соответствии с возрастом и сезоном.

 Разнообразие основных движений и упражнений на прогулке.

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

В содержание включаются:

Ø  Образовательная область;

Ø  Вид занятия;

Ø  Тема занятия;

Ø Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие).

Источники планирования.

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая.

2. Протоколы родительских собраний

Протоколы родительских собраний      

Протокол   должен   содержать следующую информацию: № протокола, дата и  место проведения, секретарь собрания, количество присутствующих, повестка дня, информация   по рассматриваемым   вопросам повестки  дня   (СЛУШАЛИ. ВЫСТУПИЛИ. РЕШИЛИ).

3. Сведения о родителях и воспитанниках

Сведения  

Точные сведения о регистрации и месте проживания воспитанника. Точные сведения о законных представителях воспитанников (контактные  телефоны,  мест работы, образование и т.д.)

4. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования

Содержание

Наличие соответствующих документов при отсутствии воспитанника в учреждении образования.

5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса

Содержание

В соответствии с медицинскими показателями и учетом состояния здоровья воспитанников

       В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно ­методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) - на каждый день недели месяца.

      При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

Требования к планам образовательного процесса

  • Отражение в плане принципов и содержания учебной программы дошкольного образования
  • Целенаправленность и конкретность образовательных задач
  • Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий жизни и т. д.
  • Учет условий функционирования и режима дошкольного учреждения
  • Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы
  • Преемственность, систематичность и последовательность
  • Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей
  • Краткость плана, его компактность, гибкость
  • Детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагога
  • Единство педагогического руководства и активности воспитанников
  • Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом
  • Согласованность плана с деятельностью дошкольного учреждения
свернуть

Памятка «Как работать над темой по самообразованию»

Самообразование  - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой – либо области науки (педагогический словарь).

            Целью работы над темой самообразования является систематическое повышение педагогом своего профессионального уровня.

            Задачи:

- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

- овладение новыми формами, методами и приемами развития и воспитания учащихся;

- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

            Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 1 года до 2-х лет.

            Источники самообразования:

- издания периодической печати (газеты, журналы);

- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

- ресурсы Интернет;

- видео, аудио информация на различных носителях;

- мероприятия по обмену опытом (семинары, конференции, мастер-классы);

- курсы повышения квалификации;

- стажировка, переподготовка и др.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОКИ
Диагностический

1. Анализ затруднений

2. Постановка проблемы

3. Изучение литературы по проблеме

1-й год
Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

1-й год
Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

1-й год
Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

2-й год
Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей пед.деят-стии

Формы представления результатов по самообразованию:

- сценарии, исследования;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов;

- разработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);

- проведение открытых занятий;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Перспективный план самообразовательной деятельности:

- изучение психолого-педагогической литературы;

- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- обобщение собственного опыта педагогической деятельности;

- участие в системе методической работы учреждения образования;

- участие в системе методической работы района и области.

  1. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.
  2. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.

            План работы на год включает следующие разделы:

  1. Изучение методической литературы.
  2. Работа с детьми:
  • Подборка дидактических игр;
  • Оформление тематических уголков;
  • Беседы;
  • Организация и проведение праздников;
  • Экскурсии;
  • Выставки и т.д.
  • Работа с семьёй:
  • Консультации;
  • Оформление альбомов;
  • Конкурсы и т.д.
  1. Самореализация:
  • Открытые мероприятия по теме самообразования;
  • Отчеты по теме самообразования и т.д.
  1. Материалы работы над индивидуальной методической темой.

- теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме);

- практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий).

  1. Материалы работы над единой методической темой дошкольного учреждения.
  2. Посещение занятий у коллег.

 

свернуть

Речевая агрессия у детей

29.09.2020

     Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.

      Необходимо различать агрессивное речевое поведение - ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность - как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

        Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).

       Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях «Закрыли рты!»; в унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»...).

       Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.

       Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.

       Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.

      Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова -способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях:

- прямое порицание - самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка;

- игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность;

- переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий;

- метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.

     Речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то…»).                    

                                                                                       

Подготовил: педагог-психолог Г.В.Волкова

 Источник: http://nsportal.ru/

 Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

 

 

свернуть

"Образование Минщины"

 

Информационно-методический журнал «Образование Минщины» – это современное периодическое издание, отражающее основные направления развития образования области. Журнал в полной мере охватывает специфику работы отделов образования, спорта и туризма райгорисполкомов, областных учреждений образования, учитывает профессиональные и авторские запросы руководящих работников и специалистов образования. Это позволяет всем категориям педагогических работников активно включаться в процесс изучения, обобщения и популяризации эффективного педагогического опыта.

 

Учредители: главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета, ГУО «Минский областной институт развития образования»

 

На страницах журнала публикуются материалы о наиболее актуальных вопросах педагогической практики, освещаются значимые события в сфере образования столичного региона, пропагандируется перспективный опыт работы, размещаются очерки о педагогах, достигших высоких результатов в профессии.

 

Основные рубрики:

  • События. Факты. Комментарии.
  • Управление образованием.
  • Проектирование в образовании.
  • Теория и практика обучения.
  • Год науки.
  • Воспитание: школа, семья, социум.
  • Профессия – педагог.
  • Даты. Юбилеи. Имена.
  • Специалист консультирует.
  • Поэтическая рубрика.

Периодичность выхода: 1 раз в два месяца.

 

Ссылка:  Информационно-методический журнал «Образование Минщины»

свернуть

Часопіс "Пралеска"

 

 

“Пралеска” - штомесячны дзяржаўны навукова-метадычны часопіс для педагогаў дашкольных устаноў.

“Пралеска” - гэта:

самая свежая інфармацыя і нарматыўныя дакументы з Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь;

самыя апошнія навуковыя даследаванні і метадычныя распрацоўкі ў галіне дашкольнай адукацыі;

самыя каштоўныя напрацоўкі педагогаў-практыкаў па розных відах дзейнасці дзяцей;

самы карысны вопыт супрацоўніцтва з сям'ёй па выхаванню малых.

Усё самае-самае аб дашкольнай адукацыі -ў часопісе “Пралеска”!

"Пралеска" - адзінае дзяржаўнае прафесійнае выданне, кампетэнтна якое інфармуе дарослых аб правільным выхаванні і адукацыі дзяцей дашкольнага ўзросту.

Структура часопіса "Пралеска" фарміруецца сістэмай пастаянных рубрык, якія дазваляюць чытачу хутка і аператыўна знаходзіць патрэбную інфармацыю. На сайце Вы можаце лёгка знайсці неабходную для працы спасылку на які цікавіць матэрыял, скарыстаўшыся пошукам або архівам.

 

СПАСЫЛКА НА САЙТ  Часопіс "Пралеска"

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть

Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в учреждении дошкольного образования

  Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, предъявляются новые требования и к образованию подрастающего поколения.

      Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования способствует не замене традиционных методов обучения, а расширению их возможностей. Владение приемами по использованию информационных и коммуникационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ  помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.

     Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

      Методы обучения дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве методов обучения по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

     Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.

   Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).

     Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения.

     В обучении дошкольников можно использовать мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играми.

    Педагог может использовать программу Microsoft PowerPoint для создания презентаций, слайд-шоу, чтобы использовать их в качестве наглядного и дидактического материала. Для подготовки презентаций необходимо определить жанр презентации, отобрать содержание, создать макет слайда: вставить в слайд заголовок, текст, картинки, создать фон слайда, настроить анимацию текста, рисунков. Презентация должна быть интерактивной. Для этого необходимо в процессе демонстрации презентации изменять последовательность предъявления слайдов. Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры. Каждая мультимедийная презентация должна соответствовать триединой дидактической цели: образовательной (восприятие детьми информации, её осмысление); развивающей (развитие познавательного интереса, психических процессов); воспитательной (воспитание нравственных качеств).

       Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Дидактические функции использования мультимедийной презентации на занятиях:

  1. Обеспечение наглядности предоставляемой информации. С помощью презентации возможен показ предметов, с которыми ребёнок не встречался в реальной жизни (например, предметы старины, различные виды лифтов и часов, рукописные книги, царская мебель и т.д.)
  2. Доступность осваиваемой системы знаний.Яркие иллюстрации мультимедийной презентации позволяют вовлечь ребёнка в активную познавательную деятельность, способствуют более полному восприятию информации.
  3. Обеспечение системности и последовательности.Слайды презентации сопровождают и дополняют материал занятия, излагаемый педагогом или сказочным персонажем.

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

  1. Презентация должна быть видна всем детям;
  2. Сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала;
  3. Стремиться вовлечь в процесс восприятия зрение, слух, осязание;
  4. Выделить время для проведения физкультминутки.
  5. Желательно наличие сказочного персонажа в презентации, от имени которого ведётся рассказ. 

    Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, предъявляются новые требования и к образованию подрастающего поколения.

    Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования способствует не замене традиционных методов обучения, а расширению их возможностей. Владение приемами по использованию информационных и коммуникационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ  помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.

    Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

    Методы обучения дошкольников можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве методов обучения по источнику знаний мы рекомендуем использовать метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

    Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.

    Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).

    Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения.

     В обучении дошкольников можно использовать мультимедийные программные средства, детские электронные презентации, дидактические игры, электронные энциклопедии, содержащие базу данных с мультимедийной информацией, компьютерными играми.

    Педагог может использовать программу Microsoft PowerPoint для создания презентаций, слайд-шоу, чтобы использовать их в качестве наглядного и дидактического материала. Для подготовки презентаций необходимо определить жанр презентации, отобрать содержание, создать макет слайда: вставить в слайд заголовок, текст, картинки, создать фон слайда, настроить анимацию текста, рисунков. Презентация должна быть интерактивной. Для этого необходимо в процессе демонстрации презентации изменять последовательность предъявления слайдов. Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры. Каждая мультимедийная презентация должна соответствовать триединой дидактической цели: образовательной (восприятие детьми информации, её осмысление); развивающей (развитие познавательного интереса, психических процессов); воспитательной (воспитание нравственных качеств).

    Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

    Дидактические функции использования мультимедийной презентации на занятиях:

    1. Обеспечение наглядности предоставляемой информации. С помощью презентации возможен показ предметов, с которыми ребёнок не встречался в реальной жизни (например, предметы старины, различные виды лифтов и часов, рукописные книги, царская мебель и т.д.)
    2. Доступность осваиваемой системы знаний.Яркие иллюстрации мультимедийной презентации позволяют вовлечь ребёнка в активную познавательную деятельность, способствуют более полному восприятию информации.
    3. Обеспечение системности и последовательности.Слайды презентации сопровождают и дополняют материал занятия, излагаемый педагогом или сказочным персонажем.

    При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

    1. Презентация должна быть видна всем детям;
    2. Сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала;
    3. Стремиться вовлечь в процесс восприятия зрение, слух, осязание;
    4. Выделить время для проведения физкультминутки.
    5. Желательно наличие сказочного персонажа в презентации, от имени которого ведётся рассказ. 

      Основой для использования в учреждении дошкольного образования информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов могут стать информационные ресурсы Национального образовательного портала, размещенные по адресу http://adu.by в разделе «Электронное обучение»  (подраздел «Дошкольное образование»

      http://e-edy.adu.by/course/index.php?categoryid=112)

      Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь  разработаны электронные образовательные ресурсы в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования для детей от 5 до 6 лет:

      Развитие речи и культура речевого общения.

      Искусство (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность).

      Ребенок и природа.

      Обучение грамоте.

      Музыкальная деятельность.

свернуть

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии

Каким должно быть сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии и как его организовать?

      Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

      Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации. Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности, такие как:

  • увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;
  • пытливость;
  • инициативность;
  • артистизм;
  • находчивость;
  • организованность;
  • ответственность;
  • любовь к детям.

   И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействиебудет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.

– Принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в дошкольном учреждении является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

Рассмотрим  направления профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Направления профессионального сотрудничества

и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя

Профессиональные задачи

музыкального руководителя

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

 

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, развлечений.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и других форм взаимодействия.

4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.)     

 

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников в групповом помещении.

3. Использование музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач развития детей.

4. Организация самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей.

5. Работа с родителями.

 

  – Принцип проблематизации.  Чтобы реализовать этот принцип, необходимо понимание такой важной функции педагогической деятельности, как обеспечение целостности образовательного процесса, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей.

Часто на музыкальных занятиях в процессе подготовки к праздникам и развлечениям музыкальный руководитель не успевает проводить слушание, хотя именно слушание является важным разделом музыкального воспитания, т. к., если ребёнок умеет слушать – он умеет многое. Именно этот раздел легче всего компенсировать воспитателю, включая музыку для слушания в занятия по ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию. Причём беседа по таким слушаниям должна быть сведена к минимуму. Дети слушают музыку, воспитатель объявляет им название или предлагает детям придумать его, просит рассказать о том, что они представили, когда слушали эту музыку, какой у неё характер и т. п.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на занятии предлагаю вам рассмотреть на примере музыкального занятия в старшей группе.

 

Формы, виды музыкальной деятельности

Музыкальный репертуар

 

        Задачи

Зона деятельности педагогов

(музыкального руководителя и воспитателя)

1.Приветствие

 

Организовать детей.

Воспитатель приветствует музыкального руководителя вместе с детьми.

 

2. Музыкально-ритмические движения.

 

Упражнение «Топотушки» Русская народная мелодия.

 

Учить согласовывать движения с  музыкой. Двигаться топающим шагом и при смене музыки – хороводным, оттягивая носки.

Музыкальный руководитель – напоминает детям  движения,  аккомпанирует на фортепиано.

Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми. Даёт оценку деятельности детей. Работает над движениями.

 

3. Слушание.

 

«Колыбельная»

Н. Римский-Корсаков

Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Музыкальный руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель –слушает вместе с детьми.

 

4. Пение.

«Кружева осенние»

Я. Жабко

Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни.

Музыкальный руководитель – беседа, исполнение.

Воспитатель – исполнение с детьми.

 

5. Пляска.

«Весёлые тройки». Музыка Н. Александровой

 

Учить двигаться легко, чётко выполнять хлопки и притопы.

Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Отрабатывает движения.

Воспитатель – танцует при необходимости в паре с ребёнком.

 

6. Элементарное музицирование

Игра «Узнай инструмент»

Формировать представления о тембрах музыкальных инструментов. Создать радостную атмосферу.

Музыкальный руководитель – объясняет правила игры. Играет на инструментах или включает аудиозапись.

Воспитатель – участвует в игре.

 

Подготовила:

музыкальный руководитель Жамоздик И.Г.

Источники:

  1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. 110 с
  2. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2008. - №5. - С. 42-46.
свернуть

Эфектыўныя напрамкі вывучэння і ўкаранення беларускай мовы ў адукацыйным працэсе ўстановы дашкольнай адукацыі

       

       Каб родная мова не была экзотыкай для дзяцей і заняла пачэснае месца ў адукацыйным працэсе, патрэбнана ладзіць сістэму дзейнасці па ўжыванні, укараненню і распаўсюджанні яе ва ўстанове адукацыі.      Прапануем эфектыўныя напрамкі вывучэння і ўкаранення беларускай мовы ў адукацыйным працэсе дашкольнай установы:

       Правядзенне дзён беларускай мовы, заняткаў па развіцці беларускамоўных узаемаадносін ("Нацыянальнае адзенне", "Вышыўка і карункі", "Лялькі з саломы і лёну", "Вырабы з лазы (саломкі, дрэва, гліны)",  "Беларуская народная цацка", "Знаёмства з прадметамі сялянскага побыту");

      Арганізацыя мерапрыемстваў па знаёмству з беларускімі пісьменнікамі, іх жыццём і творчасцю, па пытанняхразвіцця беларускай мовы і літаратуры;

     Правядзенне ранішнікаў, свят, тэматычных вечарын, прысвечаных творчасці беларускіх пісьменнікаў, беларускаму народнаму фальклору;

      Правядзенне кніжных выстаў, дзён беларускага пісьменства з мэтай прапаганды беларускай мовы і лепшых твораў айчыннай літаратуры;

      Арганізацыя наведвання бібліятэк, музеяў, экскурсій па гістарычных мясцінах беларусаў, дзе можна пазнаёміцца з асноўнымі гістарычнымі падзеямі, славутымі беларусамі – іх месцам і значэннем у гістарычным развіцці краіны (Еўфрасінні Полацкай, Францыска Скарыны, Міхала Агінскага і інш.), мастацтвам Беларусі, народнымі святамі, традыцыямі, звычаямі, народнымі промысламі і рамёствамі, дасягненнямі беларускага народу.       

    Будзе цікавым і карысным для дзяцей дашкольнага ўзросту пазнавальны матэрыял для гульневай дзейнасці:

Рухомыя гульні "Садзі лянок", "Гарлачык", "Чарадзей", "Гарады", "А мы проса сеялі", "Грушка", "Пасадка бульбы", "Змейка", "Заінька ў садочку", "Шышкі, жалуды, арэхі", "Паляўнічыя і качкі".

Дыдактычныя гульні

Малодшы ўзрост: "Знайдзі прадмет па слове",  "Што ў мяшэчку", "Ветлівыя словы".

Сярэдні ўзрост:  "Магазін", "Разбяры посуд", "Адгадай, што ў мяшэчку?", "Агароднік", "Што нам прывезлі калгаснікі?", "Хто што робіць у весцы".

Старэйшы ўзрост: "Што з чаго і як зроблена?", "Каму што трэба", "Хто знойдзе, няхай возьме", "Што я бачыў", "Што схавана пад сурвэткай?", "Паглядзі, спазнай і назаві", "У садзе, полі, агародзе", "Гардэроб лялькі".

       Нельга вывучыць родную мову пад прымусам, яна павінна ўвайсці ў сэрца і думкі дзяцей непрыкметна, лёгка. А для гэтага неабходна спалучаць разнастайныя формы работы, якія б не прымушалі дзіця «завучваць», а падштурхоўвалі да свядомага жадання запомніць новае слова, яскравы паэтычны радок, падзяліцца радасцю свайго адкрыцця з сябрамі, бацькамі.

        Формы работы педагогаў установы з бацькамі:

Індывідуальныя формы:

стварэнне герба сям’і, радаводу;

распрацоўка і падрыхтоўка касцюмаў да народных святаў;

прыгатаванне страў беларускай кухні;

мэтавыя прагулкі па вёсцы;

наведванне музеяў, выстаў;

складанне апавяданняў на розныя тэмы;

збіранне ілюстрацый, выразак з часопісаў;

анкетаванне бацькоў.

Калектыўныя формы:

кансультацыя "Мая Радзіма-Беларусь";

семінар-практыкум "Традыцыі беларусаў і іх асноўныя запаветы";

лекторый "Роля бацькоў, бабуляў і дзядуляў у выхаванні сваіх нашчадкаў";

сямейны клуб "Талака";

гутаркі, успаміны дзядоў і бабуль пра сваё мінулае;

круглы стол "Мудраслоўе на кожны дзень", "Як выхаваць беларуса";          лекцыя-дыялог "За талакою ўсёй сям’ёю" (аб працоўным выхаванні ў сучаснай сям’і);

забава "За здаровы лад жыцця";

сустрэчы са знакамітымі жанчынамі Беларусі, шматдзетнымі маці, жанчынамі года;

вечарына "Не пусцім наш род на звод";

конкурс "Дружна стане ў карагод наш славуты радавод";

сумесныя народныя святы і абрады;

гасцёўня "Любімая песня (верш, прыказка) нашай сям’і";

вечар-партрэт "Куфэрачак сямейнага шчасця";

вячоркі "Сення ў нашай хаце свята";

шоў-конкурс "Вось такія пірагі!";

стварэнне і работа міні-музеяў у групе (беларускае нацыянальнае адзенне, жывельны і раслінны свет, гістарычныя помнікі, дэкаратыўна- прыкладное мастацтва і інш.) ;

інсцэнізацыя казак і паданняў;

школа маладых бацькоў  ( "Якая матка, такое і дзіцятка " – цыкл сустрэч з маладымі сем’ямі).

Сямейны педсавет  "Вопыт выхавання дзяцей".

    Каб вызначыць адметнасць педагагічнага вопыту сям’і, бацькам прапануецца анкета з пытаннямі і заданнямі:

Ці ведае Ваша дзіця геаграфічныя назвы мясцовасці, дзе пражывае?

Зможа сын (дачка) назваць Ваша поўнае імя і імя па бацьку?

Як часта ўнук (чка) бачыцца з бабуляй і дзядулем?

Як Вы рыхтуецеся да нацыянальных святаў, якія з іх адзначае Ваша сям’я?

Якія рэцэпты (назвы) беларускіх страў перададзены Вам ад старэйшага пакалення?

Ці гулялі б Вы з дзецьмі ў народныя гульні, кааб ведалі іх змест і прыналежнасць святу (напрыклад, біткі ў Вялікдзень; гойданне на арэлях на Саракі, Гуканне вясны і інш.)?

    Спадзяюся, што прапанаваныя сродкі і формы дапамогуць Вам арганізаваць цікавую і змястоўную дзейнасць у дадзеным накірунку.              

        Толькі агульнымі намаганнямі можна дабіцца станоўчага выніку ў далучэнні дзяцей да роднай спадчыны.

 

    Літаратура:

  1. Н.С. Старжынская, Дз.М.Дубініна “Методыка развіцця роднай мовы”, Мінск,2008
  2. Н.С. Старжынская, Дз.М.Дубініна “Развіццё беларускагеа маўлення дашкольнікаў”, Мазыр, 2009
  3. Дз.М.Дубініна, В.П.Жыхар “Мой край завецца беларуссю”, Мазыр, 2004
свернуть

Организация прогулки в детском саду

      Прогулка является не только временем, предназначенным для пребывания детей на свежем воздухе. На прогулке проводится работа по закреплению получаемых детьми представлений и умений и получению новых знаний и представлений.

       Распорядок дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней после полдника.

    Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель рассказывает о том, чем они будут заниматься. Можно использовать игрушки или пособия для пробуждения интереса к предстоящей прогулке.

       Прогулка  имеет определенную структуру.

  1. Наблюдение
  2. Подвижные игры: 1-2 игры большой подвижности, 1-3 малой или средней подвижности.
  3. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

      Последовательность компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей деятельности. Если перед прогулкой была деятельность, требующая высокой двигательной активности, то лучше проводить наблюдения или спокойные игры. Если же перед прогулкой были спокойные виды деятельности, то лучше дать детям возможность активно подвигаться.

     Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с группой детей, с подгруппами, с отдельными детьми. В младшем возрасте наблюдение занимает 7-10 минут. В старшем возрасте – от 15 до 25 минут. Объектами наблюдения могут быть:

   - живая природа;

   - неживая природа

   - труд взрослых.

     Организуя  наблюдение, воспитатель должен всегда соблюдать определенную последовательность:

  1. Устанавливаются факты
  2. Формируются связи между частями объекта;
  3. Идет накопление представлений у детей;
  4. Проводятся сопоставления;
  5. Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

      После окончания обследования объекта детям можно дать задание (нарисовать, построить, что-то сделать).

   Подвижным играм на прогулке отводится ведущее место. В них развиваются основные движения, снимается умственное  напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

      Время проведения подвижных игр на прогулке варьируется от 6-10 минут в младших группах, 10-15 в средних, до 20-25 минут в старших группах. На прогулках проводятся как знакомые игры, в которые дети играли на физкультурных занятиях, так и новые игры. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В среднем возрасте  роли в игре распределяет воспитатель. Роль водящего  выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей. В старшем возрасте проводятся больше игр спортивной направленности, игр с элементами соревнования. Для организации подвижных игр используется разнообразное  физкультурное оборудование (обручи, мячи, кегли, флажки, ленты, маски).

      Кроме подвижных игр проводится работа по развитию основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания. Некоторые виды движений можно проводить во время выхода и возвращения детей с прогулки (разные виды ходьбы).

    Во время прогулки проводится индивидуальная работа по развитию движений. С детьми проводятся игры и упражнения на постановку движений, которые у детей не получаются во время проведения физкультурных занятий, а также упражнения на равновесие, развитие глазомера, меткости и т.д.

       На прогулке организуется элементарная трудовая деятельность с детьми. Важно, чтобы для каждого ребенка задание было посильным, интересным, а длительность не превышала 5-15 минут в младшем возрасте, 15-20 минут в старшем возрасте.

       Формами организации труда являются:

 Индивидуальные трудовые поручения

 Работа в группах

 Коллективный труд.

      Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах. В средней группе чаще используется труд в подгруппах, в старшем возрасте организуется и коллективный труд.

      Воспитатель руководит и направляет работу детей, контролирует качество выполнения трудового поручения.

   Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, повседневной жизни, усваивают представления о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Воспитатель помогает развивать сюжет, подобрать необходимый материал. Дидактические игры и упражнения являются одним из компонентов прогулки. Они длятся в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Виды дидактических игр:

  - игры с предметами (игрушками или природным материалом);

  - словесные игры.

     На прогулках осуществляется работа по развитию речи ребенка: заучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.д. Можно вспомнить с детьми слова и мелодию песни, разученной на музыкальном занятии.

  Примерно за 20 минут до окончания прогулки организуются спокойные игры. Затем дети убирают игрушки и оборудование.

                                                        

Литература:

  1. 1. Прогулка в детском саду Е.А.Малашенкова / Мозырь «Содействие»2013
  2. http://detsad24-viselki.ru/konsultatsii/konsultatsii-dlya-pedagogov-na-temu-organizatsiya-i-metodika-provedeniya-progulki-v-detskom-sadu.html

    3./zaprudie.schools.by/pages/organizatsija-i-metodika-provedenija-progulki-v-detskom-sadu

свернуть

"Формы и методы организации трудовой деятельности воспитанников в условиях учреждения"

     Привлечение детей дошкольного возраста к  посильному систематическому труду обеспечивает его всестороннее развитие: укрепляет здоровье и физические силы, способствует развитию психических процессов, приобретению социальных навыков, проявлению индивидуальности, расширяет круг его интересов.

     Труд является основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.

    Трудовая деятельность дошкольника является также и важнейшим средством воспитания, в процессе которого формируются положительные нравственные качества, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, способность договариваться, распределять обязанности, намечать последовательность работы, выполнять её совместно с другими детьми и со взрослыми, помогать участникам трудового процесса.

 

Виды детского труда и формы его организации

 

        Основные виды труда в детском саду – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации – индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд детей.

     Самообслуживающий труд ( или самообслуживание) направлен на уход за собой (умывание, одевание, раздевание, уборка постели, уход за своими игрушками, одеждой, обувью, подготовка рабочего места и т.п.)

        Основное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

      Содержанием хозяйственно-бытового труда является привлечение ребёнка к поддержанию чистоты в группе, спальне, на участке, к сервировке столов, подготовка материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей  окружающих ребёнка людей. Этот труд, как ни какой другой, даёт возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно – бытовом труде, как правило, сформировано бережливое отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, помогать сверстнику.

     Труд в природе направлен на создание условий для жизни растений и животных, на удовлетворение их потребностей. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

      Ручной труд – изготовление детьми изделий, игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонт книг, пособий, игрушек, коробок и т.д. Его особенность заключается в том, что этот вид труда тесно связан с конструированием, дизайном, основывается на навыках и умениях, приобретённых в этих видах деятельности, и открывает перед детьми широкие перспективы творчества. К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте.

     Одной из форм организации детского труда является поручение.  Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-нибудь из сверстников. В силу психологических особенностей дети младших групп ещё недостаточно самостоятельны в своих действиях и склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводя начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечёт сам процесс действия.

        В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства – систематический труд, требующий определённого уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в средней и старшей группах.

         Коллективный труд – более сложная форма организации труда детей. Он широко используется в старшей группе детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: работать в нужном темпе, договариваться о предстоящей работе, выполнять задание в определённый срок.

    В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как совместный труд, когда воспитанники получают общее для всех задание, оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы и в конце работы подводится общий итог.

       Правильно организованный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнять работу, привычки к сотрудничеству. В его процессе дети приобретают необходимые навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах. У воспитанников формируется интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. В последствии на этой основе будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу людям.

        На выбор форм влияет возраст детей, их общее психофизическое развитие и объём планируемой работы. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, в младших группах предпочтение отдаётся совместному с воспитателем труду и эпизодическим поручениям, которые ребёнок выполняет хотя и самостоятельно, но под контролем воспитателя.  Со второй половины года для детей младшей группы, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой. В средних группах вводится еще один вид дежурства – по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы трудовой деятельности, дополнительно вводятся дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения. Предпочтение отдаётся тем формам, в которых ребёнок может проявить самостоятельность.

свернуть