Советы учителя-дефектолога

Делаем массаж вместе с мамой!

Консультация для родителей воспитанников младших и средних групп «Как расширить словарный запас ребенка?»

   В настоящее время у детей дошкольного возраста все чаще встречаются нарушения речи. Одной из основных особенностей детей данной категории – бедность активного и пассивного словаря.

    Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).

   Например, при составлении рассказа по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить», вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду».

    Часто при составлении совместного рассказа встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

    Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

     Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

  Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

   Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … куклу.

  Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Кукла какая? – красивая, синеглазая, пластмассовая, большая, новая и т. д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – получает фант.

  После описания куклы, можно принести еще одну и сравнить обе игрушки - игра с союзом «А» - «Сравни две куклы» (первая кукла большая, а вторая – маленькая, у первой куклы синие глаза, а у второй – зеленые и т. д.)

  Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

  Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

  Полезно, также, проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова, следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

  Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

  На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

  Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

  Таким образом, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

   С помощью этих нехитрых игровых приемов элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.

Игра «Шаги»

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы:

• «Все горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай,

• «Все мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава,

• «Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит,

• «Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек).

• «Вежливые слова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т. д.

• «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т. д.

Игра «Волшебный мешочек»

Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т. д.

Игра «Ассоциации»

Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному или натуральному предмету. Можно называть свои варианты ассоциаций по очереди:

• Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят).

• Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают).

• Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят).

• Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят)

• Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат).

Игра: «Придумай рассказ»

Для этого упражнения необходимо приготовить сюжетную картинку. С помощью вопросов игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

• За столом сидит (КТО) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ) – красками. Девочка рисует (ЧТО) – облака, природу, лето…

• «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ) время года на дворе – зима. (КТО) гуляет на улице? – мальчик. (КАК) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.

Впоследствии можно предложить ребенку составить небольшой связный рассказ по этой картине.

     Предлагаю принять во внимание перечисленные выше игры, активно их применять в домашних условиях, а также, принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.

 

Литература:

Ольга Земцова"Развиваем речь. 2-3 года", 2017

Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.

Подготовил: учитель-дефектолог Езерская Юлия Васильевна

свернуть

Развитие фонематического восприятия – ключевой момент в развитии речи ребенка

16.04.2020

 

«Ясный выговор слова,чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте»

К.Д. Ушинский

Многим родителям наверняка приходилось слышать от учителя-дефектолога, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух. Услышав данный термин, родители теряются. Что же такое фонематический слух и для чего его нужно развивать? Попробуем в этом разобраться.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой (фонематический).  Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. 

Дети, имеющие недоразвитие фонематического слуха, испытывают выраженные трудности при овладении произносительной стороной речи. Звуки ставятся, но самостоятельно ребенок их не употребляет, смешивает в речи, не слышит разницы между правильным и неправильным произношением.  Воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Отсюда — ошибки в речи и на письме. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Фонематический слух включает в себя несколько фонематических процессов: фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие и фонематические представления. Познакомимся с каждым понятием отдельно.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. (Г. В. Чиркина).

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. ( Г. В.Чиркина.) Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова). Определение места звука в слове, порядка следования звуков в слове, наличие заданного звука в слове, место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).

Фонематические представления это способность оперировать результатами фонематического анализа. ( О.Б. Иншакова). Умение подобрать слово на определённый звук.

Родители самостоятельно могут проверить сформированность фонематических процессов своего ребёнка, предложив ему следующие задания:

Фонематический анализ: просим ребёнка определить какой первый звук в слове ослик, зонт? Какой последний звук в слове стол, кран?

Фонематическое восприятие: просим повторить ребёнка вслед за взрослым слоги (слова):

Па-ба-ба    Ды-ди-ды   Да-та-да     Пи-пы-пы Ва-фа-фа    Ку-кю-кю

Ка-га-ка     Вё-во-вё     Кот-год-кот         Том-дом-ком

Фонематические представления: просим ребёнка придумать слова на звуки М, Д, У и т.д.

Фонематический синтез: взрослый отдельно произносит звуки, а ребёнок составляет слово на слух: д, о, м; к, о, т; ш, у, б, а.

Работа по развитию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Уместно их проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап - дифференциация слогов.

5 этап - дифференциация фонем.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов коррекционного воздействия.

 

1 этап - узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы. («3—5 лет Развиваем фонематический слух»)

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…  Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). - Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 4 этап - дифференциация слогов.

Игра "Похлопаем". Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

Игра "Четвертый лишний" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-ба-па", «фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен послушать и сказать лишний слог.

Для этого этапа Татьяна Александровна Ткаченко создала специальную систему упражнений, которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Упражнение 1

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА’ — ТА —ТА

ТА — ТА’ — ТА

ТА — ТА — ТА’

Упражнение 2

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными

гласными звуками:

ТА — ТО — ТУ

ТЫ — ТА — ТО

МУ — МЫ — МА

и т. п.

Упражнение 3

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными

согласными звуками:

ТА — КА — ПА

КА — НА — ПА

БА — ДА — ГА

МА — НА — ВА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 4

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

а) по два слога:

ПА — БА

ТА — ДА

ФА — ВА

б) по три слога:

ПА — БА — ПА

БА — ПА — БА

ТА — ДА — ТА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 5

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:

ПА — ПЯ

МА — МЯ

ВА — ВЯ

ТА — ТЯ

Упражнение 6

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного

звука (для образования стечения):

ПА — ТПА

ТА — ПТА

ФА — ТФА

ТА — ФТА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 7

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух со-

гласных звуков и разными гласными:

ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ

КТА — КТО — КТУ — КТЫ

ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ

ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ

и т. п.

5 этап - дифференциация фонем.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Прогулка на велосипедах».

- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж). Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Это фундамент, который позволяет ребёнку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

— соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

- выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ:

  • определить количество звуков в слове;
  • определить количество гласных звуков в слове;
  • определить количество согласных звуков в слове;
  • определить последовательность звуков в слове;
  • дать характеристику каждому звуку;
  • определить количество слогов в слове.

-  соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);  в речевом плане (проговаривание, ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук); по представлению (в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова);

 - соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа:

  • слова из двух гласных (типа ау);
  • слова из двух звуков (типа ум);
  • слова из трех звуков (типа рак);
  • слова из двух открытых слогов (типа мама);
  • слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
  • слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
  • слова из двух слогов (типа сумка);
  • слова из трех открытых слогов (типа корова).

Необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет  их количество и выкладывает нужное количество палочек на столе.

 Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Что просит мышка». Игрушка-мышка (пальчиковый театр) просит принести продукты, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Собери слово» Ребенку предлагаются несколько последовательных звуков, а он должен назвать слово целиком (М, А, К – мак, Д, И, В, А, Н – диван и так далее)

 Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" ( .ампа,  мы.о,  .ук,  ку.ак ).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки. Занимаясь с ребёнком с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой. Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет читать и писать. Успехов Вам и детям!

Подготовила

учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

 

Литература:

1. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. — М., 1990.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. -  М.,2001.

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. -  С-Пб., 2005.

6. Ткаченко Т.А.   Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993.

свернуть

"Профилактика нарушений чтения и письма"

12.03.2020

Консультация для родителей

«Профилактика нарушений чтения и письма»

 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился успехов в учебе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Ребенок должен слышать есть ли звук Д в слове «дом».

Уметь определять, где он находится - в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше - Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других - самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

 

  1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • делить слова на слоги;
  • развивать слоговой анализ и синтез;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающие одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознать основные элементы языка.
  1. Формирование правильного звукопроизношения.

Причины нарушения звукопроизношения различны- привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражать речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

  1. Развитие моторики и графических навыков.

Необходимо тренировать:

- пространственное восприятие, пространственное представление, зрительно-

пространственный анализ и синтез (ориентировка на собственном теле);

- дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве:

- расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами и их

изображениями, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу», «вверху» и т.д.);

- общую моторику;

- мелкую моторику- развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приемы:

  • пальчиковые упражнения;
  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, наклонные, горизонтальные, округлые, узоры в

 тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.).

  1. Развитие звукобуквенного анализа.

Ребенка надо научить:

  • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующимибуквами;
  • понимать смыслоразличительную роль буквы.
  1. Развитие словаря.

Формировать умения:

  • развивать навыки словоизменения:

-изменение существительных по падежам: без хвоста, курице, медведя, пилой, на столе;

-изменение существительных по числам: кошка - кошки, стол – столы, ухо – уши;

-изменение прилагательных по родам: майка желтая, мяч желтый, яблоко желтое;

-изменение глаголов по временам: девочка поливает, девочка поливала, девочка польет(девочка будет поливать);

-подобрать глагол к существительному: бабочка … (летает), бабочки … (летают);

-согласование существительных с числительными: одна тетрадь, две тетради, пятьтетрадей, один карандаш, два карандаша, пять карандашей, одно яблоко, два яблока, пять яблок;

  • развивать навыки словообразования:

-образование глаголов с противоположным значением: завязывать – развязывать,приклеить- …, включить-…, задвинуть-…, притащить-…;

-образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса:

ключ – ключик, пуговица- …, звезда-…;

-образование прилагательных от существительных: дерево – деревянный, железо- …,глина-…, снег-…, бумага-…;

-образование глаголов от прилагательных: красный – краснеть, белый-…, черный-…;

-подбор родственных слов: свет- светлый, светать, светло, светик, дом-…, стол-…;

-образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов: стекло- стекольщик, сварка- …, кран- …, сапог- …, двор- …;

-образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок:при…(приехать), у…, за…, от…, пере…, до...

-образование прилагательных, обозначающих неполноту действия: синей- синеватый, зеленый-… .

  • подбирать обобщающие слова;
  • использовать в речи глаголы с приставками;
  • подбирать противоположные по смыслу прилагательные;
  • употреблять наречия;
  • понимать значения слов;
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказывать текст;
  • рассказывать сказку.
  1. Обучение чтению.

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен помнить прочитанный текст, уметь его пересказывать.

Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

 

Развитие речевого дыхания у детей

Развитие дыхания

Дети имеют нарушения речевого дыхания различной степени выраженности. Это связано с недостатками моторного развития. Зажатость или общая несогласованность работы мышц препятствуют формированию нормального речевого выдоха и постановке звуков.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

 

Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов

  • Ребенок делает вдох - выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
  • Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
  • Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
  • Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
  • Вдох через рот, выдох через нос.

 

Рекомендации родителям

  • Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.
  • Упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.

 

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов

  • «Футбол»- из кусочка ваты скатайте шарик.

Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь«забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

  • «Листопад» - вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони.
  • «Живые предметы» - возьмите любой карандаш. Положите его на ровнуюповерхность. Предложите ребенку плавно подуть на карандаш. Предмет покатитсяпо направлению воздушной струи.
  • «Задуй свечу» - предложите ребенку задуть горящую свечу. Необходимо следить заплавностью выдоха и его достаточной интенсивностью.
  • «Ветряная мельница» - для этой игры необходима игрушка - мельница из

песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый

сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

  • «Снегопад» - сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пустьон правильно сдует ее.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись как снежок.

  • «Бабочка»- вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите с ним русскую народную поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На березовой ветке!

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

  • «Кораблик» - пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ним:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги - реки!

  • «Шторм в стакане» - для игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой.

Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в

стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите,чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Рекомендации родителям

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижать их ладонями).
  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя. Так и стоя.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

  • Через несколько занятий усложняйте упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

 

Занимаясь со своим ребёнком помните, что ему нужен не только наставник, но и партнер по игре!

 

 

 

 

 

Литература:

1 Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением.- СПб:КАРО, 2005. - 32 с. - (Коррекционная педагогика).

2 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.

 

 

 

Материал подготовила: Ю.В.Езерская, учитель-дефектолог

свернуть

Как провести выходной день вместе с детьми?

12.02.2020

Как провести выходной день вместе с детьми?

Выходной день – это день для отдыха, для общения с детьми. Устройте детям интересный выходной. Пусть он войдёт в традицию, а, чтобы было интересно и увлекательно, воспользуемся несколькими идеями.

Что делать?

  1. Творите!

Придумайте с ребенком поделку-аппликацию. Вспомните и об известном и распространенном оригами. А можете просто сшить куколке платье или юбку. Или смастерить из спичечных коробков робота.

  1. Рисуйте!

Попросите ваше чадо нарисовать семью. Я думаю, вас обрадует полет его фантазии!

  1. Настольные игры.

Для обучения счету очень рекомендую игру в «магазин». Если вы учите цифры – в игровой ситуации все это пройдет быстрее и веселее.

  1. Почитайте книгу или вместе посмотрите хороший детский фильм.
  2. Устроить субботник.

Уверена, что и соседские ребятишки с удовольствием присоединятся к игре - кто больше всех соберет листьев, снега во дворе. Или можно вместе с детками высаживать деревья, цветы и потом наблюдать, как они растут.

А что же делать зимой, когда многие «летние» забавы не актуальны? Да много чего! Можно сообща (дети и родители) построить снежную горку, а потом кататься с нее. Или залить каток и тоже использовать по назначению. А как вам идея пойти на уже готовую достаточно большую горку и устроить гонки на санках (участвуют две команды?

  1. Наблюдаем за звездами.

Для начала купите карту звездного неба. Вечером устройтесь поудобнее в уголке, где открывается небо, и ищите знакомые и незнакомые созвездия. Можете придумывать им свои названия, можете дарить их друг другу. Немного свежего воздуха перед сном помогут вашим деткам быстрее и спокойнее уснуть.

  1. Лепка для детей из теста

Лепка для детей из теста не менее увлекательное занятие. Соленое тесто – довольно приятный на ощупь, а главное полностью натуральный материал для лепки. Но его в магазине не купишь. Его нужно сделать дома самостоятельно. Для этого смешайте 1 стакан муки и полстакана мелкой однородной соли, а затем потихоньку добавьте полстакана горячей воды. Тесто не должно липнуть к рукам и пачкаться. Разделите готовое тесто на части и добавьте в каждую из частей натуральный краситель в виде свекольного сока, зеленки или синьки. Можете также использовать другие пищевые красители, которые можно приобрести в любом супермаркете. Вам придется потратить немного времени, но зато хранить готовое тесто можно в течение 2 недель. Запас, как видите, довольно приличный.

  1. Пальчиковый театр

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в пальчиковый театр, создавая интересные представления по мотивам любимых сказок. При этом пальчиковые куклы могут быть изготовлены из любых подручных материалов. Можно даже нарисовать лица героев прямо на пальцах ребенка, используя специальные гипоаллергенные фломастеры. Игра в кукольный театр не только развивает у детей мелкую моторику рук, но также влияет на их дикцию и артистизм.

  1. Домашние обязанности

Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и Вы прилагаете свои усилия. Для малыша будет очень полезно научиться ответственности. Обязанности ребенка дома не должны быть сложными. Но по мере роста и развития малыша, ему можно поручать все более и более ответственные задания. Такое доверие с Вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в Вашей семье близкими и дружными.

 

Как бы вы не решили провести выходной день, самое главное - это то, что вся ваша семья весь день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом!

 

 

Подготовил:  Езерская Ю.В.

свернуть

«Компьютерные программы для развития речи детей»

22.01.2020

«Компьютерные программы для развития речи детей»

 

Все родители заинтересованы, чтобы их дети хорошо разговаривали, были развитыми, смышлеными, умели читать и писать еще перед тем, как пойдут в школу. Среди арсенала разнообразных развивающих компьютерных игр, существуют увлекательные и интересные компьютерные игры, которые совершенствует звукопроизношение, лексику, грамматику, развивают связную речь, произвольное внимание, творческие способности детей.

Но, прежде чем, предложить рассмотреть некоторые их них, я хочу напомнить, что компьютер не должен становиться главным «воспитателем» детей. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может принести ребенку вред. Время работы за компьютером для дошкольников разное и зависит от возраста детей. Так, детям до 6 лет можно заниматься не более 20 минут в день, и то желательно с 1-2 перерывами. Детям (7-8 лет) можно увеличить время до 30 минут в день. Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми). Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным.

 

Программа «Игры для Тигры».

         Эти игры разработаны и рецензированы известными деятелями педагогики.

Программа предназначена для детей от 5-6 лет с нарушениями речи ипозволяет эффективно работать над звукопроизношением, лексикой.В ней представлено более 50 упражнений разного уровня.Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. В процессе игры происходит развитие словаря и грамматического строя речи, Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

 

Игры «Учимся думать» из серии «Несерьезные уроки».

«Учимся анализировать». Этот сборник занимательных игр не просто развлечет малыша - он поможет ему приобрести навыки аналитического мышления. Яркие и смешные игры на сопоставление и обобщение, выявление последовательностей, развитие зрительной и слуховой памяти надолго увлекут ребенка и позволят ему учиться легко и весело. А программа будет сама менять уровень сложности заданий в зависимости от успехов маленького игрока. Особенности игры: 6 увлекательных игр. Разные уровни сложности. Грамотно подобранный материал. Задачки на нахождение закономерностей. Возраст: 4-8 лет.

Вторая версия программы«Учимся запоминать» из серии «Несерьезные уроки»приглашает малышей в живой и красочный игровой мир, полный юмора и увлекательных заданий. Сборник веселых, ярких игр, которые помогут потренировать слуховую и зрительную память ребенка. В беззаботной обстановке в компании симпатичных персонажей малыш не только приобретет устойчивые навыки запоминания, но и пополнит знания об окружающем мире, а также научится решать несложные головоломки.

Игры имеют разные уровни сложности, дополнены анимацией, что повышает интерес к заданию.

 

Игра «Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда…»

Эта игра на развитие памяти и логики и предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Рекомендую родителям и детям эту занимательную игру. Игра включает задания на обобщение и классификацию, развитие памяти, на координацию движений, логическое мышление, развитие зрительной памяти. Красочные рисунки, великолепное изображение, анимация, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

 

Игры «Попугай» и «Лабиринты Али Бабы».

Эти игры направлены на качественное улучшение звукопроизношения и развитие фонематического слуха. 

 

Развивающие игры «Мерсибо»

С большим удовольствием хочу рекомендовать развивающие игры для детей от 2 до 10 лет портала «Мерсибо».

Развивающие игры «Мерсибо» весьма увлекательны! Играть в них можно как с родителями, так и самостоятельно! Доступ к играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься везде, где есть Интернет и компьютер.

Интересными для детей и актуальными для работы по коррекции речевых нарушений являются такие игры:

 

1.http://www.logoprog.ru/games/paint-sounds.htmlфлеш-игра. назови слова с нужным звуком и раскрась картинки.

2.http://logorina.ru/news/prezentacija_ishhem_zvuki_v_slovakh_so_smesharikami/2014-03-01-129  ищем звуки в словах со смешариками.

3.http://logorina.ru/news/artikuljacionnaja_skazka_belosnezhka_i_sem_gnomov/2013-01-05-7артикуляционная сказка «Белоснежка и семь гномов»

  1. http://igraem.pro/igry-dlya-malyshej/chej-zvuk/чей звук?
  2. http://www.logozavr.ru/1364/ компьютерная игра место в слове звука [л]

Игры с использованием компьютера очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач.

 

 

Подготовила: Ю.В.Езерская, учитель-дефектолог.

 

свернуть

О нормальном речевом развитии…

Этапы развития речи в норме:

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»)

5-6 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»)

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослого

 К 1 году должно быть 10-15 осознанно произносимых лепетных слов (мама, папа, баба, дай, на и т.п.)

К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!»

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

Когда нужно обратиться к логопеду:

Если ребенок не произносит к 3 годам большинство звуков (более 10-15).

Если Ваш ребёнок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если ребенок к 4-5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].

свернуть

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

     Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так « без костей »? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонки целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

 Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

   Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

  Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

   Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. 

свернуть