Педагогический проект

Презентация педагогического проекта

05.06.2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»

27.02.2020

Отдел образования, спорта и туризма Воложинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 2 «Радуга»  г. Воложин

 

 

 

   

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»

                                                                                            

 

Сроки реализации: 2017/2018 – 2018/2019 - 2019/2020 учебный год

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Черепович Ольга Вячеславовна,

заместитель заведующего по основной деятельности                                      222357, г. Воложин,

ул. Партизанская  д.5

тел.: 8(01772) 55536;

e-mail: Sad2@volozhin.edu.by

 

 

 

 

 

Воложин, 2017

Полное название педагогического проекта

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи

Краткое  название педагогического проекта

«Родители – наши друзья»

Сроки реализации: 2017-2020 годы   

Актуальность

Дошкольное учреждение  и семья имеют фундаментальное значение в обеспечении эмоционального благополучия ребенка.

        Эмоциональное благополучие – одна из составляющих психологического  здоровья человека. Его основа формируется в детском возрасте и зависит от среды окружения ребенка, от отношения к ребёнку родителей, педагогов учреждения дошкольного образования и других значимых для него людей.  В связи с этим важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей в вопросе обеспечения эмоционального благополучия детей.            

Выбор темы педагогического проекта обусловлен наличием ряда противоречий:

противоречие между разработанностью форм и методов работы дошкольного учреждения с семьей и недостаточной мотивацией родителей и педагогов к осуществлению данного взаимодействия;

противоречие между необходимостью осуществления специалистами дошкольного учреждения психолого-педагогического сопровождения детско-родительского взаимодействия и недостаточной компетентностью педагогов в рамках данного вопроса;

противоречие между необходимостью формирования эффективного родительства и наличием у родителей устоявшихся взглядов, стереотипов, ценностей, установок и моделей поведения, опосредованных их собственным личностным опытом.

Разрешение данных противоречий невозможно при использовании традиционных форм, методов работы с родителями. Назрела необходимость внедрения в образовательный процесс новых подходов, обеспечивающих полноценное развитие детей в условиях партнерского взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Мы считаем, что реализация проекта будет способствовать:

развитию психологической культуры и повышению психолого-педагогической компетентности родителей, формированию их активной позиции как субъектов образовательного процесса;

формированию эффективного родительства в семьях с различным статусом (неполных, многодетных, молодых семьях, а также в семьях с признаками социального неблагополучия и находящихся в социально опасном положении);

развитию профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями с учётом особенностей внутрисемейного функционирования.

 

Цель проекта – создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи

 

Задачи:

  1. Выявить факторы, влияющие на обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.
  2. Оптимизировать процесс взаимодействия с семьёй через привлечение её культурно-воспитательного потенциала и ресурсов образовательного пространства учреждения дошкольного образования.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детско-родительских отношений.
  4. Разработать методические рекомендации по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.

Основная идея

Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители.

В дошкольном детстве психологическое здоровье и эмоциональное благополучие все  чаще и в большей степени, нежели на более ранних ступенях жизни,      определяется не отдельными взаимодействиями с ребенком матери либо отца, но и тем местом, которое ребёнок занимает в своей семье.

Заметим, факторы риска обеспечения эмоционального благополучия  со стороны семейной системы здесь кроются не только в отсутствии тепла, должного внимания, в излишней требовательности, порой жесткости по отношению к ребенку со стороны родителей, других взрослых членов семьи. Многие специалисты не без основания к числу факторов риска относят взаимодействие в семье по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение его потребностей осуществляется беспрекословно.

      Несмотря на то, что современная социальная ситуация обуславливает усиление внимания к проблемам осознанного родительства, формирования ценностного отношения у родителей к детству, психологическому здоровью ребенка,  не всегда взрослые правильно понимают важность   охраны и укрепления психологического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия  детей.

 К числу факторов риска эмоционального благополучия  относят также невладение родителями умениями общения, отсутствие способности адекватно выражать свои чувства, осознавать их – то, что некоторые специалисты называют «эмоциональной» неграмотностью. Фактически речь идет о невладении психологической культурой, низком её уровне.

Перед учреждениями дошкольного образования стоит задача активизации воспитательной деятельности семьи, оказания ей необходимой социально-психолого-педагогической поддержки.

 

Основные теоретические положения

 

Термин «эмоциональное благополучие (неблагополучие)» в различных источниках имеет множество определений.

 Под эмоциональным благополучием дошкольника 3-5 лет       Фрайфельд И.В., Терентьев А.Е. понимают положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении [7].

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку.

А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова рассматривают эмоциональное благополучие как базовое состояние, определяющее позитивное отношение ребенка к миру и самому себе. Оно положительно влияет на эмоционально-волевую и познавательную сферу дошкольника, способствует полноценному нравственному развитию дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей. Отсюда следует, что эмоциональное неблагополучие – это некое нарушение положительных связей ребенка с окружающим миром, которое может приводить к развитию нежелательных черт характера: агрессивность, безразличие, а также к психосоматическим расстройствам [2].

По  исследованиям В.В. Ветровой, Е.А. Панько, В.Э. Пахальяна, О.В. Хухлаевой, Е.П. Чесноковой  эмоциональное благополучие является составляющей психологического здоровья,  рассматривается  как необходимое условие функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности и подразумевает преобладание положительных эмоций над отрицательными, выраженность чувства защищенности, доверия к миру, гармония во внутриличностном и межличностном пространстве.

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, которые в  совокупности представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка:

  1. Эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.
  2. Переживание успеха — неуспеха достижения целей.
  3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.
  4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.
  5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

             Эмоциональное благополучие ребенка в немалой степени определяется тем, насколько созданные условия позволяют ему удовлетворить социальные потребности, в числе которых – потребность в общении. Созданию благоприятной для психологического здоровья атмосфере в семье способствует и безусловное принятие друг другом всех членов семьи (К. Роджерс). В своей книге «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б.Гиппенрейтер подчеркивает, что основой продуктивных отношений с ребенком и удовлетворением его базовых потребностей является безусловное принятие ребенка. Это подразумевает – «любить его просто за то, что он есть!».

Семейная микросреда оказывает непосредственное влияние на эмоциональное благополучие ребёнка. В исследованиях современных педагогов и психологов особое внимание уделяется осознанности и ответственности родительской позиции, её первостепенной роли и значении для формирования личности ребёнка.

По мнению А.А. Аврамовой, «осознанное родительство» понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве. По Е.Г.Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, способствующих сохранению гармоничного стиля семейного воспитания, становлению ответственного родительства.

В психологической литературе, ответственное родительство характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Данный феномен понимается учеными (М.Ф. Чернышев и др.) как сбалансированность разных сторон воспитания, эмоциональная близость родителя и ребёнка, способность и желание родителей обеспечивать материальное благополучие ребёнка, содействие адекватному личностному развитию, реализация его прав и интересов.

Я.Л. Коломинский отмечал необходимость  повышения уровня компетентности родителей как субъектов образовательного процесса, а также проведения  работы в направлении повышения уровня психологической культуры родителей (как теоретического, так и деятельностного компонентов).

 

 

 

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта

 

Критерии

Показатели

Способы измерения

Оценка результатов

Эмоциональное благополучие воспитанников

Уровень эмоционального благополучия, позитивная самооценка

 

 

 

Наблюдения, рисуночные тесты, экспертиза продуктов деятельности

Низкий уровень:

малое    количество детей с позитивной самооценкой, положительным отношением к себе и к окружающим;

высокий уровень: стабильное эмоциональное благополучие воспитанников;

увеличение количества детей с позитивной самооценкой, положительным отношением к себе и к окружающим

Проявление эффективного родительства

Стремление родителей к получению психолого-педагогических знаний

Умение применять знания в конкретной деятельности

 Практические задания

Низкий уровень:

Отсутствие у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; отсутствие мотивации к освоению психолого-педагогических знаний

Средний уровень: увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; эмоционально-положительное отношение к ребёнку

Высокий уровень: познавательная мотивация к освоению психолого-педагогических знаний, инициирование дискуссий, диспутов,

принятие на себя ответственности за воспитание ребёнка и активность во взаимодействии с педагогами дошкольного учреждения

Компетентность педагогов психолого-педагогическому сопровождению детско-родительских отношений

Умение разрабатывать диагностические, методические и дидактические материалы по данной проблеме образования

Экспертиза продуктов деятельности

Низкий уровень: отсутствие самостоятельно разработанных диагностических, методических и дидактических материалов

Средний уровень: наличие единичных материалов, разработанных в соответствии с нормами, представление материалов педагогической общественности (количество выступлений на уровне учреждения образования)

Высокий уровень: наличие комплекса материалов, разработанных в соответствии с нормами; представление их широкой педагогической общественности (количество выступлений на уровне района, количество публикаций методического характера в областных изданиях)

 

 

Список использованных источников

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. // М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  2. Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека / О.Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. 
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. ― М. : Издательский центр «Академия». ― 2008. ― 208 с.
  4. Калишенко В. Д. Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников /В.Д. Калищенко // Вестник славянских культур. 2012. №XXV
  5. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста /Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №3. С.51 – 55.
  6. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 60 с.
  7. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья / Н.В. Пожиткина, Д.А. Савенок, А.В. Папушина // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. 
  8. Данилова О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека / О.Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. 
  9. Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет И.В. Фрайфельд, А.Е. Терентьев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №4. 
  10. Никифорова Т. Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей / Т. Никифорова. – [Электронный ресурс]. 
  11. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». — 2008. — №3. – С. 35.
  12. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
  13. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. специальностей высших уч. заведений / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 183 с.
  14. Чечет, В. В. Семья и учреждения, обеспечивающее дошкольное образование: взаимодействие в интересах ребенка / В.В.Чечет, Т.М.Коростелева. - Минск, 2004. - 116 с

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

В учреждении образования  работают 15 педагогов: 8 воспитателей дошкольного образования:  три с первой квалификационной категорией, два со  второй, три - без категории; один учитель-дефектолог с первой  квалификационной категорией, один педагог психолог  с первой  квалификационной категорией,  один руководитель физического воспитания   без категории.

Материально-техническая база учреждения: имеется 3 компьютера, один ноутбук, один магнитофон, выход в Интернет,  работает сайт учреждения образования.

 

Финансово-экономическое обоснование проекта

Материальное  стимулирование педагогов за активное участие в реализации педагогического проекта  предполагается за счёт использования внутренних ресурсов учреждения.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Программа реализации педагогического проекта

27.02.2020

 

Программа реализации педагогического проекта

«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»

 

Срок реализации: 2017-2020 г.г.

I этап – подготовительный

Задача: создание условий для организации образовательного процесса с использованием проектных продуктов

Сроки выполнения: сентябрь 2017 года – январь 2018 года

Исполнители: заведующий И.П. Раловец, заместитель заведующего по основной деятельности О.В. Черепович, педагог-психолог Г.В. Волкова

№ п/п

Содержание работы участников проекта (педагоги – родители; коллективы / педагоги учреждений образования, педагоги- учащиеся, методическая служба - педагоги)

Ресурсы (технические, информационные, методические, образовательные и др.

Результаты (показатели) выполнения

Форма контроля, механизм регулирования

1.      

Определение участников проекта и их функций

Анкетирование

Состав участников проекта

 

2.      

Диагностика готовности педагогов к проектной деятельности

Анкетирование

Отношение педагогов к реализуемому проекту

 

3.      

Изучение состава и характеристик семей воспитанников

Анкетирование

Социально-педагогический паспорт учреждения

 

4.      

Определение отношения родителей к проекту

Родительское собрание

Характеристика отношения родителей к изменениям

 

5.      

Анализ материально-технических и педагогических условий реализации проекта

 

Характеристикаматериально-технических и педагогических условий

 

6.      

Оценка уровня знаний педагогов/ родителей

Анкетирование

 

Характеристика уровня знаний педагогов/ родителей

 

7.      

Оформление результатов диагностики

Семинар-практикум

Таблицы, диаграммы, графики

Выводы об эффективности педагогического проекта

 

 

II этап – внедренческий

Задача: реализация педагогического проекта

Сроки выполнения: февраль 2018 года – сентябрь 2019 года

Исполнители:заведующий И.П. Раловец, заместитель заведующего по основной деятельности О.В. Черепович, участники проекта

№ п/п

Содержание работы участников проекта (педагоги – родители; коллективы / педагоги учреждений образования, педагоги- учащиеся, методическая служба - педагоги)

Ресурсы (технические, информационные, методические, образовательные и др.

Результаты (показатели) выполнения

Форма контроля, механизм регулирования

1.      

Выбор участниками творческой группы направлений деятельности в рамках реализации педагогического проекта

Семинар-практикум

Определение направлений деятельностичленов творческой группы по реализации проекта

 

2.      

Создание и систематизация банка методических материалов, наглядных пособий, раздаточного материала, аудио-, видео- и мультимедийных ресурсов

 

Банк методических материалов, наглядных пособий, раздаточного материала, аудио-, видео- и мультимедийных ресурсов

 

3.      

Диагностика затруднений педагогов – участников проектной команды

Беседа

Информация о затруднениях и потребностях педагогов

 

4.      

Самообразование участников проекта по заявленной тематике

Отчёт

 

 

5.      

Изучение сформированности волевой сферы, личностного и эмоционального благополучия воспитанников

Наблюдения, анализ продуктов деятельности, тесты

информация

 

6.      

Организация форм работы с родителями

 

Семейные клубы,

творческая мастерская

План мероприятий клуба, выставка игрушек, сделанных своими руками, выставка фотоколлажей «Учусь быть папой!»

 

 

7.      

Промежуточная диагностика «Удовлетворенность участников деятельностью в педагогическом проекте»

Анкетирование

Информация

 

8.      

Совершенствование развивающей среды учреждения

Модернизация информационных уголков для родителей, организация выставок совместных творческих работ «родители-дети», фоторепортажи о проведении совместных досуговых мероприятий, тематические фотоколлажи, «День добрых дел»

 

 

 

 

III этап – рефлексивный

Задача: проанализировать итоги реализации педагогического проекта, подготовить  материалы для трансляции опыта педагогического проекта

Сроки выполнения: октябрь 2019 года – июнь 2020 года

Исполнители: заведующий И.П. Раловец, заместитель заведующего по основной деятельности О.В. Черепович, участники проекта

 

№ п/п

Содержание работы участников проекта (педагоги – родители; коллективы / педагоги учреждений образования, педагоги- учащиеся, методическая служба - педагоги)

Ресурсы (технические, информационные, методические, образовательные и др.

Результаты (показатели) выполнения

Форма контроля, механизм регулирования

1.      

Формулирование выводов в соответствии с целями и задачами педагогического проекта, анализ положительных и отрицательных результатов

 

Учебно-деловая игра

Итоговый отчет

 

2.      

Проведение итоговой диагностики

 

Анкетирование

Информация

 

3.      

Подготовка таблиц и других наглядных средств, составление плана публичной защиты

Семинар-практикум

Презентация проекта, приложения к отчету

 

4.      

Составление отчетов участниками педагогического проекта

 

консультация

Проект отчета

 

5.      

Оформление результатов реализации педагогического проекта

 

Семинар-практикум

Проект оформления

 

6.      

Выпуск сборника методических материалов по теме проекта

Круглый стол

методическая продукция

 

 

7.      

Описание опыта реализации педагогического проекта

 

Учебно-деловая игра

Примерный текст 

 

8.      

Перенос опыта в практику работы других педагогов

 

Мастер-класс

Методические рекомендации

 

 

 

 

свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта

27.02.2020

Календарный план реализации педагогического проекта

«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»       

             на 2019/2020 учебный год

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Семинар-практикум для педагогов УДО “Педагогика общения и сотрудничества”

Октябрь 2019

Педагог-психолог Волкова Г.В.

2.

Семинар-практикум для родителей “Понимаем ли мы друг друга?”

Октябрь 2019

Педагог-психолог Волкова Г.В.

3.

Консультация для педагогов “Детско-родительские отношения как показатель формирования личности ребёнка”

Ноябрь 2019

Педагог-психолог Волкова Г.В.

4.

Мастер-класс для педагогов “Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников “

Март 2019

Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович,

педагог-психолог Волкова Г.В.

5.

Семинар для родителей “Психологическая поддержка детей  - как способ эффективного общения с ними.”

Январь 2020

Педагог-психолог Волкова Г.В.

6.

Анкетирование педагогов “Карта личности педагога”

Февраль 2020

Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович,

педагог-психолог Волкова Г.В.

7.

Деловая игра для родителей “Стили семейного воспитания”

Февраль 2020

Воспитатель дошкольного образования Ботян И.В.

8.

Диагностика воспитанников средней и старших групп

Февраль - Март 2020

Педагог-психолог Волкова Г.В.

9.

Распространение опыта работы среди педагогической общественности: подготовка публикации

Март – Апрель 2020

Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович,

педагог-психолог Волкова Г.В.

10.

Подготовка презентационных материалов (по результатам реализации педагогического проекта)

Март – Апрель 2020

Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович

 

11.

Предоставление результатов реализации педагогического проекта

Май 2020

Заведующий Раловец И.П., Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович,

педагог-психолог Волкова Г.В.

свернуть

Фотоотчёт