Педагогический проект
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»
27.02.2020Отдел образования, спорта и туризма Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 2 «Радуга» г. Воложин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»
Сроки реализации: 2017/2018 – 2018/2019 - 2019/2020 учебный год
|
Руководитель проекта: Черепович Ольга Вячеславовна, заместитель заведующего по основной деятельности 222357, г. Воложин, ул. Партизанская д.5 тел.: 8(01772) 55536; e-mail: Sad2@volozhin.edu.by
|
Воложин, 2017
Полное название педагогического проекта
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
Краткое название педагогического проекта
«Родители – наши друзья»
Сроки реализации: 2017-2020 годы
Актуальность
Дошкольное учреждение и семья имеют фундаментальное значение в обеспечении эмоционального благополучия ребенка.
Эмоциональное благополучие – одна из составляющих психологического здоровья человека. Его основа формируется в детском возрасте и зависит от среды окружения ребенка, от отношения к ребёнку родителей, педагогов учреждения дошкольного образования и других значимых для него людей. В связи с этим важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей в вопросе обеспечения эмоционального благополучия детей.
Выбор темы педагогического проекта обусловлен наличием ряда противоречий:
противоречие между разработанностью форм и методов работы дошкольного учреждения с семьей и недостаточной мотивацией родителей и педагогов к осуществлению данного взаимодействия;
противоречие между необходимостью осуществления специалистами дошкольного учреждения психолого-педагогического сопровождения детско-родительского взаимодействия и недостаточной компетентностью педагогов в рамках данного вопроса;
противоречие между необходимостью формирования эффективного родительства и наличием у родителей устоявшихся взглядов, стереотипов, ценностей, установок и моделей поведения, опосредованных их собственным личностным опытом.
Разрешение данных противоречий невозможно при использовании традиционных форм, методов работы с родителями. Назрела необходимость внедрения в образовательный процесс новых подходов, обеспечивающих полноценное развитие детей в условиях партнерского взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Мы считаем, что реализация проекта будет способствовать:
развитию психологической культуры и повышению психолого-педагогической компетентности родителей, формированию их активной позиции как субъектов образовательного процесса;
формированию эффективного родительства в семьях с различным статусом (неполных, многодетных, молодых семьях, а также в семьях с признаками социального неблагополучия и находящихся в социально опасном положении);
развитию профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями с учётом особенностей внутрисемейного функционирования.
Цель проекта – создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
Задачи:
- Выявить факторы, влияющие на обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.
- Оптимизировать процесс взаимодействия с семьёй через привлечение её культурно-воспитательного потенциала и ресурсов образовательного пространства учреждения дошкольного образования.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детско-родительских отношений.
- Разработать методические рекомендации по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.
Основная идея
Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители.
В дошкольном детстве психологическое здоровье и эмоциональное благополучие все чаще и в большей степени, нежели на более ранних ступенях жизни, определяется не отдельными взаимодействиями с ребенком матери либо отца, но и тем местом, которое ребёнок занимает в своей семье.
Заметим, факторы риска обеспечения эмоционального благополучия со стороны семейной системы здесь кроются не только в отсутствии тепла, должного внимания, в излишней требовательности, порой жесткости по отношению к ребенку со стороны родителей, других взрослых членов семьи. Многие специалисты не без основания к числу факторов риска относят взаимодействие в семье по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение его потребностей осуществляется беспрекословно.
Несмотря на то, что современная социальная ситуация обуславливает усиление внимания к проблемам осознанного родительства, формирования ценностного отношения у родителей к детству, психологическому здоровью ребенка, не всегда взрослые правильно понимают важность охраны и укрепления психологического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия детей.
К числу факторов риска эмоционального благополучия относят также невладение родителями умениями общения, отсутствие способности адекватно выражать свои чувства, осознавать их – то, что некоторые специалисты называют «эмоциональной» неграмотностью. Фактически речь идет о невладении психологической культурой, низком её уровне.
Перед учреждениями дошкольного образования стоит задача активизации воспитательной деятельности семьи, оказания ей необходимой социально-психолого-педагогической поддержки.
Основные теоретические положения
Термин «эмоциональное благополучие (неблагополучие)» в различных источниках имеет множество определений.
Под эмоциональным благополучием дошкольника 3-5 лет Фрайфельд И.В., Терентьев А.Е. понимают положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении [7].
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку.
А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова рассматривают эмоциональное благополучие как базовое состояние, определяющее позитивное отношение ребенка к миру и самому себе. Оно положительно влияет на эмоционально-волевую и познавательную сферу дошкольника, способствует полноценному нравственному развитию дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей. Отсюда следует, что эмоциональное неблагополучие – это некое нарушение положительных связей ребенка с окружающим миром, которое может приводить к развитию нежелательных черт характера: агрессивность, безразличие, а также к психосоматическим расстройствам [2].
По исследованиям В.В. Ветровой, Е.А. Панько, В.Э. Пахальяна, О.В. Хухлаевой, Е.П. Чесноковой эмоциональное благополучие является составляющей психологического здоровья, рассматривается как необходимое условие функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности и подразумевает преобладание положительных эмоций над отрицательными, выраженность чувства защищенности, доверия к миру, гармония во внутриличностном и межличностном пространстве.
В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, которые в совокупности представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка:
- Эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.
- Переживание успеха — неуспеха достижения целей.
- Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.
- Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.
- Переживание оценки другими результатов активности ребенка.
Эмоциональное благополучие ребенка в немалой степени определяется тем, насколько созданные условия позволяют ему удовлетворить социальные потребности, в числе которых – потребность в общении. Созданию благоприятной для психологического здоровья атмосфере в семье способствует и безусловное принятие друг другом всех членов семьи (К. Роджерс). В своей книге «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б.Гиппенрейтер подчеркивает, что основой продуктивных отношений с ребенком и удовлетворением его базовых потребностей является безусловное принятие ребенка. Это подразумевает – «любить его просто за то, что он есть!».
Семейная микросреда оказывает непосредственное влияние на эмоциональное благополучие ребёнка. В исследованиях современных педагогов и психологов особое внимание уделяется осознанности и ответственности родительской позиции, её первостепенной роли и значении для формирования личности ребёнка.
По мнению А.А. Аврамовой, «осознанное родительство» понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве. По Е.Г.Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, способствующих сохранению гармоничного стиля семейного воспитания, становлению ответственного родительства.
В психологической литературе, ответственное родительство характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Данный феномен понимается учеными (М.Ф. Чернышев и др.) как сбалансированность разных сторон воспитания, эмоциональная близость родителя и ребёнка, способность и желание родителей обеспечивать материальное благополучие ребёнка, содействие адекватному личностному развитию, реализация его прав и интересов.
Я.Л. Коломинский отмечал необходимость повышения уровня компетентности родителей как субъектов образовательного процесса, а также проведения работы в направлении повышения уровня психологической культуры родителей (как теоретического, так и деятельностного компонентов).
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта
Критерии |
Показатели |
Способы измерения |
Оценка результатов |
Эмоциональное благополучие воспитанников |
Уровень эмоционального благополучия, позитивная самооценка
|
Наблюдения, рисуночные тесты, экспертиза продуктов деятельности |
Низкий уровень: малое количество детей с позитивной самооценкой, положительным отношением к себе и к окружающим; высокий уровень: стабильное эмоциональное благополучие воспитанников; увеличение количества детей с позитивной самооценкой, положительным отношением к себе и к окружающим |
Проявление эффективного родительства |
Стремление родителей к получению психолого-педагогических знаний Умение применять знания в конкретной деятельности |
Практические задания |
Низкий уровень: Отсутствие у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; отсутствие мотивации к освоению психолого-педагогических знаний Средний уровень: увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; эмоционально-положительное отношение к ребёнку Высокий уровень: познавательная мотивация к освоению психолого-педагогических знаний, инициирование дискуссий, диспутов, принятие на себя ответственности за воспитание ребёнка и активность во взаимодействии с педагогами дошкольного учреждения |
Компетентность педагогов психолого-педагогическому сопровождению детско-родительских отношений |
Умение разрабатывать диагностические, методические и дидактические материалы по данной проблеме образования |
Экспертиза продуктов деятельности |
Низкий уровень: отсутствие самостоятельно разработанных диагностических, методических и дидактических материалов Средний уровень: наличие единичных материалов, разработанных в соответствии с нормами, представление материалов педагогической общественности (количество выступлений на уровне учреждения образования) Высокий уровень: наличие комплекса материалов, разработанных в соответствии с нормами; представление их широкой педагогической общественности (количество выступлений на уровне района, количество публикаций методического характера в областных изданиях)
|
Список использованных источников
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. // М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека / О.Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. ― М. : Издательский центр «Академия». ― 2008. ― 208 с.
- Калишенко В. Д. Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников /В.Д. Калищенко // Вестник славянских культур. 2012. №XXV
- Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста /Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №3. С.51 – 55.
- Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 60 с.
- Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья / Н.В. Пожиткина, Д.А. Савенок, А.В. Папушина // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс].
- Данилова О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека / О.Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1.
- Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет И.В. Фрайфельд, А.Е. Терентьев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №4.
- Никифорова Т. Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей / Т. Никифорова. – [Электронный ресурс].
- Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». — 2008. — №3. – С. 35.
- Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
- Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. специальностей высших уч. заведений / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 183 с.
- Чечет, В. В. Семья и учреждения, обеспечивающее дошкольное образование: взаимодействие в интересах ребенка / В.В.Чечет, Т.М.Коростелева. - Минск, 2004. - 116 с
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
В учреждении образования работают 15 педагогов: 8 воспитателей дошкольного образования: три с первой квалификационной категорией, два со второй, три - без категории; один учитель-дефектолог с первой квалификационной категорией, один педагог психолог с первой квалификационной категорией, один руководитель физического воспитания без категории.
Материально-техническая база учреждения: имеется 3 компьютера, один ноутбук, один магнитофон, выход в Интернет, работает сайт учреждения образования.
Финансово-экономическое обоснование проекта
Материальное стимулирование педагогов за активное участие в реализации педагогического проекта предполагается за счёт использования внутренних ресурсов учреждения.
Программа реализации педагогического проекта
27.02.2020
|
Программа реализации педагогического проекта
«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»
Срок реализации: 2017-2020 г.г.
I этап – подготовительный
Задача: создание условий для организации образовательного процесса с использованием проектных продуктов
Сроки выполнения: сентябрь 2017 года – январь 2018 года
Исполнители: заведующий И.П. Раловец, заместитель заведующего по основной деятельности О.В. Черепович, педагог-психолог Г.В. Волкова
№ п/п |
Содержание работы участников проекта (педагоги – родители; коллективы / педагоги учреждений образования, педагоги- учащиеся, методическая служба - педагоги) |
Ресурсы (технические, информационные, методические, образовательные и др. |
Результаты (показатели) выполнения |
Форма контроля, механизм регулирования |
1. |
Определение участников проекта и их функций |
Анкетирование |
Состав участников проекта |
|
2. |
Диагностика готовности педагогов к проектной деятельности |
Анкетирование |
Отношение педагогов к реализуемому проекту |
|
3. |
Изучение состава и характеристик семей воспитанников |
Анкетирование |
Социально-педагогический паспорт учреждения |
|
4. |
Определение отношения родителей к проекту |
Родительское собрание |
Характеристика отношения родителей к изменениям |
|
5. |
Анализ материально-технических и педагогических условий реализации проекта |
|
Характеристикаматериально-технических и педагогических условий |
|
6. |
Оценка уровня знаний педагогов/ родителей |
Анкетирование
|
Характеристика уровня знаний педагогов/ родителей |
|
7. |
Оформление результатов диагностики |
Семинар-практикум |
Таблицы, диаграммы, графики Выводы об эффективности педагогического проекта |
|
II этап – внедренческий
Задача: реализация педагогического проекта
Сроки выполнения: февраль 2018 года – сентябрь 2019 года
Исполнители:заведующий И.П. Раловец, заместитель заведующего по основной деятельности О.В. Черепович, участники проекта
№ п/п |
Содержание работы участников проекта (педагоги – родители; коллективы / педагоги учреждений образования, педагоги- учащиеся, методическая служба - педагоги) |
Ресурсы (технические, информационные, методические, образовательные и др. |
Результаты (показатели) выполнения |
Форма контроля, механизм регулирования |
1. |
Выбор участниками творческой группы направлений деятельности в рамках реализации педагогического проекта |
Семинар-практикум |
Определение направлений деятельностичленов творческой группы по реализации проекта |
|
2. |
Создание и систематизация банка методических материалов, наглядных пособий, раздаточного материала, аудио-, видео- и мультимедийных ресурсов |
|
Банк методических материалов, наглядных пособий, раздаточного материала, аудио-, видео- и мультимедийных ресурсов |
|
3. |
Диагностика затруднений педагогов – участников проектной команды |
Беседа |
Информация о затруднениях и потребностях педагогов |
|
4. |
Самообразование участников проекта по заявленной тематике |
Отчёт |
|
|
5. |
Изучение сформированности волевой сферы, личностного и эмоционального благополучия воспитанников |
Наблюдения, анализ продуктов деятельности, тесты |
информация |
|
6. |
Организация форм работы с родителями
|
Семейные клубы, творческая мастерская |
План мероприятий клуба, выставка игрушек, сделанных своими руками, выставка фотоколлажей «Учусь быть папой!»
|
|
7. |
Промежуточная диагностика «Удовлетворенность участников деятельностью в педагогическом проекте» |
Анкетирование |
Информация |
|
8. |
Совершенствование развивающей среды учреждения |
Модернизация информационных уголков для родителей, организация выставок совместных творческих работ «родители-дети», фоторепортажи о проведении совместных досуговых мероприятий, тематические фотоколлажи, «День добрых дел»
|
|
|
III этап – рефлексивный
Задача: проанализировать итоги реализации педагогического проекта, подготовить материалы для трансляции опыта педагогического проекта
Сроки выполнения: октябрь 2019 года – июнь 2020 года
Исполнители: заведующий И.П. Раловец, заместитель заведующего по основной деятельности О.В. Черепович, участники проекта
№ п/п |
Содержание работы участников проекта (педагоги – родители; коллективы / педагоги учреждений образования, педагоги- учащиеся, методическая служба - педагоги) |
Ресурсы (технические, информационные, методические, образовательные и др. |
Результаты (показатели) выполнения |
Форма контроля, механизм регулирования |
1. |
Формулирование выводов в соответствии с целями и задачами педагогического проекта, анализ положительных и отрицательных результатов
|
Учебно-деловая игра |
Итоговый отчет |
|
2. |
Проведение итоговой диагностики
|
Анкетирование |
Информация |
|
3. |
Подготовка таблиц и других наглядных средств, составление плана публичной защиты |
Семинар-практикум |
Презентация проекта, приложения к отчету |
|
4. |
Составление отчетов участниками педагогического проекта
|
консультация |
Проект отчета |
|
5. |
Оформление результатов реализации педагогического проекта
|
Семинар-практикум |
Проект оформления |
|
6. |
Выпуск сборника методических материалов по теме проекта |
Круглый стол |
методическая продукция
|
|
7. |
Описание опыта реализации педагогического проекта
|
Учебно-деловая игра |
Примерный текст |
|
8. |
Перенос опыта в практику работы других педагогов
|
Мастер-класс |
Методические рекомендации |
|
Календарный план реализации педагогического проекта
27.02.2020Календарный план реализации педагогического проекта
«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи»
на 2019/2020 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Семинар-практикум для педагогов УДО “Педагогика общения и сотрудничества” |
Октябрь 2019 |
Педагог-психолог Волкова Г.В. |
2. |
Семинар-практикум для родителей “Понимаем ли мы друг друга?” |
Октябрь 2019 |
Педагог-психолог Волкова Г.В. |
3. |
Консультация для педагогов “Детско-родительские отношения как показатель формирования личности ребёнка” |
Ноябрь 2019 |
Педагог-психолог Волкова Г.В. |
4. |
Мастер-класс для педагогов “Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников “ |
Март 2019 |
Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович, педагог-психолог Волкова Г.В. |
5. |
Семинар для родителей “Психологическая поддержка детей - как способ эффективного общения с ними.” |
Январь 2020 |
Педагог-психолог Волкова Г.В. |
6. |
Анкетирование педагогов “Карта личности педагога” |
Февраль 2020 |
Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович, педагог-психолог Волкова Г.В. |
7. |
Деловая игра для родителей “Стили семейного воспитания” |
Февраль 2020 |
Воспитатель дошкольного образования Ботян И.В. |
8. |
Диагностика воспитанников средней и старших групп |
Февраль - Март 2020 |
Педагог-психолог Волкова Г.В. |
9. |
Распространение опыта работы среди педагогической общественности: подготовка публикации |
Март – Апрель 2020 |
Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович, педагог-психолог Волкова Г.В. |
10. |
Подготовка презентационных материалов (по результатам реализации педагогического проекта) |
Март – Апрель 2020 |
Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович
|
11. |
Предоставление результатов реализации педагогического проекта |
Май 2020 |
Заведующий Раловец И.П., Заместитель заведующего по ОД О.В. Черепович, педагог-психолог Волкова Г.В. |