Правовое просвещение

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Важно осознавать, что добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
  • если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
  • обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.

свернуть

Профилактика жестокости и насилия в семье

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается с проявлениями родительского насилия.

Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать», 30 % – месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания. В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

Наиболее типичные причины жестокости в семье – это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков – меньше дураков».

Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным –  детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.

В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенностиненужностиискажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

Самый тяжелый труд – воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик – это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности, таким образом, очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями, Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения.

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

  1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.
  2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и так далее.
  3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).

Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

РОДИТЕЛИ!!!Не делайте детей заложниками своих вредных привычек.

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с ними. Насилие в семье существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.

Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).

За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная.

Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легких телесных повреждений (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких. За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».

Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.

свернуть

Виды насилия в семье

  Семейное насилие – это повторяющийся цикл физического, сексуального, словесного, психологического и экономического оскорбления и давления по отношению к своим близким, с целью обретения над ними власти и контроля.

  Напряженность в жизни, бездуховность, стрессы, социальная неустроенность, утрата ориентиров и семейных ценностей, возросшая алкоголизация… Все это в значительной степени формирует благотворную почву для возникновения той или иной формы насилия.

   Насилие – это не только физическая грубая сила, как принято считать, но и более изощренные, психологические формы воздействия. Семейное насилие имеет место не только в социально неблагополучных семьях.

Выделяют несколько видов насилия:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений, побои, ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и пр.
  • Сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование телом человека как сексуальным объектом.
  • Психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и пр.) – преднамеренное манипулирование человеком как объектом, игнорирование его свободы, достоинства, прав, и проводящие к различным деформациям и нарушениям психического развития.
  • Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей.
  • Экономическое насилие – это контроль над финансовыми и иными ресурсами семьи, принуждение к вымогательству, запрет на получение образования и трудоустройство, намеренная растрата финансовых средств семье с целью создания напряженной обстановки.

   Психологическое насилие – исходная и наиболее распространенная форма, на основе данного вида насилия могут возникнуть и другие формы. Психологическим насилием можно назвать: угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты, негативное оценивание, изоляция и пр.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множественных видов насилия:

  1. Нарастание напряжения: возникает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
  2. Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального и физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
  3. Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшего, иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшего в преувеличении событий.
  4. Спокойный период в отношениях. Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. После этого периода снова начинается цикл ухудшения отношений.

Последствия жестокого обращения с детьми.

Любой вид насилия, жестокого обращения с ребенком ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия:

- ближайшие: физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеются. У таких детей наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивания.

- отдаленные: нарушения физического и психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения и пр.

Дети, подвергавшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка.

Исследуя личностные особенностями ребенка, пережившего насилие, психологи отмечают, что такие дети постепенно становятся упрямыми, агрессивными, склонными к ярким всплескам эмоций, иногда – повышено внушаемыми. Интересно, что ситуации повторяющегося насилия со временем приучают ребенка к мысли о допустимости и безнаказанности насильственных действий. Ребенок свыкается с неизбежностью насилия и считает его наиболее приемлемым способом в разрешении конфликтов со сверстниками. В итоге формируется личность, которая привыкает решать проблемы только силовыми методами.

Нередко эффективным способом профилактики жестокого обращения с детьми является психологическая просвещенность родителей, т.к. у взрослых, которые научились эффективным способам воспитания и общения с ребенком, отпадает необходимость прибегать к насилию. Несколько книг, которые помогут родителям:

- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», - Корчак Я. «Как любить ребенка», - Соловейчик С.Л. «Непростые истины воспитания», - Петрановская Л. «Когда с ребенком трудно».

Четыре заповеди мудрого родителя.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны.
  2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы как: «Я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». На подобные фразы в 99% случаев дети ответят: «А я тебя и не просил!».
  4. Разговаривайте с ребенком о проступках наедине.
свернуть

Пропаганда правовых знаний среди законных представителей воспитанников

Важной составляющей, обеспечивающей правовую воспитанность ребёнка и его защищенность, является правовая грамотность взрослых и их соответствующее поведение, поэтому работу по привитию основ правовой грамотности  дошкольников необходимо начинать с правового просвещения их родителей (законных представителей), способствующего повышению уровня их правовой грамотности в целом. Преимущество учреждения дошкольного образования перед всеми другими социальными институтами состоит в том, что главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Дошкольный период детства определяется как кризисный в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним. Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых, и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности.

С целью предупреждения данных проявлений необходимо организовать тесное взаимодействие между семьей и детским садом, что в полной мере относится и к вопросам правового просвещения родителей (законных представителей) воспитанников.

Целью правового просвещения родителей (законных представителей) воспитанников является повышение их правых знаний для обеспечения прав и интересов детей, воспитанников учреждения дошкольного образования.

Деятельность учреждения дошкольного образования по правовому просвещению родителей (законных представителей) воспитанников основывается на следующих принципах:

1. Принцип научности, обозначающий, что педагогическое взаимодействие направлено на становление развитие познавательной активности педагогов, родителей и детей в правовой области, на формирование у них умений поиска и применения правовой информации.

2. Принцип ориентированности на единство знаний и умений, сознания и поведения требует деятельности, позволяющей как овладевать и знаниями, и умениями использовать полученные знания на практике.

3. Принцип систематичности и последовательности предполагает такое построение мероприятий, когда последующие направлены на закрепление ранее усвоенных правовых знаний и умений, их последовательное развитие и совершенствование.

4. Принцип развития инициативы и самостоятельности требует, чтобы в процессе формирования знаний и умений по соблюдению и защите прав и интересов ребенка поощрялось желание родителей поделиться своим опытом, распространить его.

5. Принцип уважения к личности и опоры на положительное в человеке предполагает искреннюю заинтересованность педагога в проблемах, которыми делится с ним коллега, родитель или воспитанник в судьбе ребенка и старание изменить ситуацию.

6. Принцип учёта индивидуальных особенностей предполагает определение уровня правовой грамотности каждого родителя (законного представителя), анализа отношения к ребенку и его потребностям, условий семейного воспитания и организация деятельности с учетом их особенностей.

Деятельность воспитателей дошкольного образования в рамках правового просвещение родителей (законных представителей) направлена на решение следующих задачи:

- формировать у родителей (законных представителей) воспитанников положительную мотивацию к повышению правовых знаний о правах ребенка.

- расширять правовые знания родителей (законных представителей) о правах ребенка.

- обеспечивать понимание родителями (законными представителями) своих прав и обязанностей в отношении ребенка и процесса его воспитания.

- доводить до родителей (законных представителей) их права и обязанности как участников педагогического процесса.

- развивать умения родителей (законных представителей) использовать полученные правовые знания на практике.

- проводить работу по изучению семьи, условий семейного воспитания, эмоционального самочувствия ребенка в семье.

- осуществлять наблюдение за детьми и их общением с родителями (законными представителями).

- проводить опросы родителей (законных представителей) с целью получения сведений о трудностях в воспитании и повседневной жизни, пожеланий и предложений по совместной работе.

Работа по правовому просвещению осуществляется поэтапно и включает три этапа:

- первый этап включает изучение семьи, условий семейного воспитания, эмоционального самочувствия ребенка в семье, его итогом становится создание портрета родителей; социально–педагогического профиля семьи; обследования жизненного пространства ребенка. Полученные данные обрабатываются и анализируются для использования в дальнейшем планировании.

- второй этап заключается в разработке проектов и планов работы с родителями (законными представителями) воспитанников по повышению уровня их правовых знаний, подготовке и проведении намеченных мероприятий.

- третий этап предполагает анализ деятельности, подведение ее итогов. Одним из направлений работы по правовому просвещению родителей (законных представителей) воспитанников становится выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Следует указать, что сначала рекомендуется проводить мероприятия для всех родителей (законных представителей) воспитанников, при этом уровень сформированной правовой грамотности родителей во внимание не принимается. Это делается для того, чтобы создать доверительную атмосферу, не насторожить родителей «группы риска», к которым относят тех, кто нарушает права ребенка, недобросовестно выполняет свои обязанности по воспитанию ребенка. Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка следует через коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные формы работы.

Формы проведения мероприятий, как правило, является следующие:

тренинги, родительские собрания, постоянно действующие семинары, консультации, вечера вопросов и ответов, праздники, являющиеся не развлечением для родителей, а средством формирования культуры общения с ребенком.

Методы и приемы правового просвещения: беседы, обмен родителей опытом в воспитании своих детей, анализ различных проблемных ситуаций и выявление причин их возникновения, просмотр видеосюжетов, тестирование; подготовка информационных стендов и папок – передвижек для родителей (законных представителей) воспитанников на темы соблюдения и защиты прав и достоинства ребенка.

свернуть

"Я ребенок! Я имею право!"

Источник: Интернет-ресурс

свернуть

Официальное разъяснение Кодекса о Браке и Семье

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними,  дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление своих родительских прав, жестокое обращение с детьми оказывает вредное воздействие на детей, которое может привести к лишению родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону,  также не могут быть опекунами, попечителями или усыновителями

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав и передача на его на попечение органа опеки и попечительства может произойти в том случае, если оставление ребёнка у лиц, которых он находится, опасно для него. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимися в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

свернуть

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ПРАВАХ РЕБЕНКА"

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», родители и лица их  заменяющие,  должны  создать  все  необходимые  условия  для  полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки к  самостоятельной жизни в семье и обществе.

При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Злостное невыполнение родителями или лицами, их замещающими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечёт предупреждение и наложение штрафа в размере до 3 минимальных заработных плат (ст. 162 Кодекса Республики Беларуси).

В случае, если родители или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками, и тем самым, ставят всю семью в тяжёлое материальное положение, то статья ГПК Беларуси даёт право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему на руки зарплату, пенсионное пособие.

Уклонение  от воспитания  своих  детей, жестокое  обращение  с  ними,  ведение аморального    антиобщественного    образа    жизни,    заболевание    алкоголизмом, наркоманией   влечёт   применение   крайней   меры   -   лишение   в   судебном   порядке родительских прав и помещение детей в детские учреждения либо в приёмные опекунские семьи (ст. 80 Кодекса Республики Беларуси).

свернуть

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ №18 от 24. 11.2006г.

«О   дополнительных   мерах   по   государственной   защите   детей   в неблагополучных семьях»:

-  Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками                          или наркомании либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

  • Государственные органы, граждане, располагающие сведениями о детях, проживающих в неблагополучных семьях, обязаны немедленно сообщать об этом, в комиссию по делам несовершеннолетних принимает решение о признании ребенка, нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, устанавливает ему статус детей, оставшихся без попечения родителей, помещает ребенка на государственное обеспечение.
  • Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
  • Со дня принятия комиссии по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
  • Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Расходы по содержанию детей взыскиваются с родителей солидарно.

-  Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.

-    При недостаточности денежных средств на погашение расходов по содержанию детей взыскание обращается на имущество родителей.

-  В случае, если родители не работают, вопросы трудоустройства решаются судом.

-    Уклонение родителей от явки на работу или неисполнение, неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, является основанием для привлечение их к уголовной ответственности.

-  По искам местных исполнительных и распорядительных органов, чьи дети помещены на государственное обеспечение, родители могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда.

свернуть