ЗдОрово здорОвым быть!

Закаливание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст можно назвать одним из самых важных периодов в жизни ребенка, которой определяет его дальнейшее становление в плане физического здоровья. Тем более, что именно в этот период дети чаще сталкиваются с различными инфекциями, в том числе и в результате поступления в организованные коллективы. Вот тут и начинаются обращения к педиатрам за той «волшебной таблеткой для поднятия иммунитета». Сразу надо отметить - иммунитет в аптеке не купить. Это работа каждый день, начиная с самого рождения, с целью повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому работу нужно начинать с рождения. Сразу надо отметить, что иммунитет - это не только закаливание, это еще и обязательные профилактические осмотры у педиатра и врачей-специалистов, это и вакцинация, и наследственность. Но здесь остановимся на закаливании.

Одни и те же мероприятия не могут быть использованы одинаково у всех детей. Перед закаливающими процедурами необходимо определить состояние ребенка, его здоровье, индивидуальные особенности. Поэтому необходимы профилактические осмотры у педиатров, на которых будет определена группа здоровья ребенка, и родители с уверенностью будут знать, что именно их ребенку в данный период возраста и будет полезно.

Если ваш ребенок по состоянию здоровья относится:

  1. к 1-ой группе здоровья, то ему показаны все формы закаливания и физические нагрузки;
  2. детям со 2-ой группой здоровья следует отдавать предпочтения закаливаниям воздухом, а при проведении водных процедур, их температура должна быть выше на 2 градуса, а физические нагрузки должны быть ограничены;
  3. детям с 3-ей группой здоровья должны проводиться только местные водные процедуры, а воздушные мероприятия должны быть умеренными.

Для ослабленных детей должен быть индивидуальный подход. И мнения, что ослабленным детям противопоказаны закаливания глубоко ошибочно. Наоборот, такие дети особенно нуждаются в них, и при индивидуальном подходе для них приемлемы все виды закаливания.

Все процедуры должны иметь:

  1. индивидуальный подход;
  2. постепенный переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным (это касается продолжительности воздушной или солнечной ванны, снижения температуры воды при водных процедурах и др.);
  3. постоянство использования во все времена года и без перерывов;
  4. комплексное использование (солнечные лучи, воздух, вода, физические упражнения и т.д.);
  5. положительный эмоциональный фон у ребенка (они должны нравится ребенку).

Воздушные ванны

Воздушные ванны включают в себя сон на открытом воздухе или с открытой форточкой, но без резких порывов ветра. Начинать надо с температуры 22-24 градусов с постепенным снижением на 1 градус каждые 2-3 дня, постепенно доводя до 15 градусов. Продолжительность воздушной ванны начинается с 3-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 мин. Красными сигналами являются: покраснения и повышенное потоотделение при теплых воздушных ваннах, и озноб, и так называемая гусиная кожа при холодовых воздушных ваннах.

Закаливание водой

  1. умывание начинают с температурой воды 20-22 градусов постепенно снижая на 1-2 градуса;
  2. полоскание горла начинают с 28 градусов постепенно снижая температуру воды до 18;
  3. обливание стоп с 28 градусов со снижением температуры воды каждые 10 дней на 1-2 градуса, доводя температуру до 10 градусов. Продолжительность процедуры должна составлять 25-30 секунд;
  4. обливания туловища должны начинаться со спины, далее грудь, живот, верхние и нижние конечности, исключая область головы. Летом температура воды не ниже 28 градусов, а зимой не ниже 30 градусов. Постепенно снижая каждые 10 дней до 20-18 градусов;

Делайте закаливающие процедуры всей семьей. Гуляйте в любую погоду, в соответствующей для этой погоды одежде. Не прибегайте к крайностям. И выбирайте процедуры по душе именно вашему ребенку, в соответствии с его самочувствием и состоянием здоровья.

Разработала: медицинская сестра Г.К.Ботян

Список литературы

  1. Гигиенические основы закаливания детей и подростков: метод. рекомендации / Г. В. Лавриненко, Ж. П. Лабодаева. Минск: БГМУ, 2007. 15 с. http://rep.bsmu.by/bitstream/handle/BSMU/5148/
  2. Бурцев Н. Правильное закаливание детей от рождения до школы [Текст] / Бурцев Н. Феникс - Москва, 2013. - 128 c.
свернуть

Консультация для родителей "Нужен ли ребёнку дневной сон?"

Инсточник: Интернет-ресурс

 

свернуть

Как отвечать на детские "почему"?

Источник: Интернет-ресурсы

свернуть

Консультация "Полоса препятствий в домашних условиях"

   Дождливая погода или мороз – не повод грустить. Создать увлекательное приключение с разнообразными заданиями можно и дома из подручных материалов. Все дети без исключения любят, когда трудности оказываются им под силу. Дайте выход детской энергии с помощью полосы препятствий. Придумайте лабиринт, тоннель или баррикады. Даже спокойный ребёнок вряд ли останется равнодушен к прохождению испытания.

   Переходя от задания к заданию, малыш учится быть ловким и сильным, тренирует координацию движений и изучает свои возможности. Полоса препятствий помогает развивать смекалку и самостоятельность, а также волю и характер. В любую непогоду вы всегда сможете увлечь своего ребенка на свершение новых подвигов.

Какие виды упражнений могут делать дети 3-6 лет?

   Ребята в этом возрасте способны: прыгать на одной ноге; удерживать равновесие; висеть непродолжительное время; ловко обходить препятствия; вовремя останавливаться; бегать на носочках; ловить мяч; ходить спиной вперёд и другое.

Как сделать полосу препятствий для детей?

   Для создания такого необычного тренажёра в ход могут идти самые обычные валики и подушки от дивана, верёвки, мяч, коробки, стулья, коврики, тазик, кубики, палочки. Всё то, что лежит под рукой и может служить своеобразной преградой. Для создания полосы препятствий для детей отлично подойдут ящики, вёдра, коробки, тазы. В них можно: сесть и покрутиться, залезть внутрь, поставить их в ряд и переступать через один в другой или использовать как ёмкость для бросания мячей.

   Полезным упражнением для ног детей станет «массажная» дорожка. Можно купить готовые элементы дорожки или сделать самостоятельно. Пришейте пуговицы к кусочкам ткани или используйте скреплённые друг с другом крышки от детских пюре. Разложите по полу карандаши, пусть ребенок походит по ним. Эффективно проходить такую дорожку босиком.

   Для создания полосы препятствий используйте различные дуги, чтобы ребенок мог нагибаться и проходить их. В качестве альтернативы подойдут натянутые верёвки.

   Отличным заданием для детей станет тоннель. Приготовьте детскую палатку со сквозным проходом, небольшой столик, накрытый простынёй или свёрнутый гимнастический коврик. Попросите ребенка пролезть через него. Поначалу ребёнок может делать что-то не так, ничего страшного, дайте ему возможность освоиться.

   Полоса препятствий адаптируется под любой возраст. Для детей 3-5 лет её можно усложнить, взяв элементы, которые требуют большей выносливости и ловкости. Но не забывайте и про «малышковые» задания и упражнения. Туннель интересен детям в любом возрасте.

Как же можно усложнить полосу препятствий?

   Влезть и спуститься; переместить стул с одного места на другое; поставить табуреты в ряд и пройтись по ним или пролезть внизу; прыгать вокруг; прокатить машинку по стульям.

   Прекрасное упражнение на координацию и равновесие – линия. Чтобы сделать это задание, можно использовать верёвки, ленточки, нитки, карандаши. Подойдут также кубики, детали от крупного конструктора, картон или листы бумаги. Предложите ребенку пройтись вдоль выложенной линии. Она может быть любой: прямой или волнистой, зигзагообразной или загибающейся. Стулья и табуреты дают большое разнообразие действий, можно, например: усложните препятствия лабиринтом. Для него вполне можно использовать те же подручные материалы, что и для линии. Задача для ребёнка – пройтись по лабиринту туда и обратно.

  Дети старшего дошкольного возраста очень любят соревноваться. Проходите полосу препятствий на время. Соревноваться можно даже самим с собой, стараясь пройти маршрут каждый раз быстрее.

Сюжетно-ролевые полосы препятствий

Дети от трёх лет увлечённо играют в сюжетно-ролевые игры. Они любят быть в роли пиратов, спасателей или путешественников. Вот несколько примеров, какие можно придумать сюжеты для прохождения полосы препятствий: ребёнок может быть в роли туриста, которому необходимо перебраться через непроходимое болото. Единственный путь – перескакивать с кочки на кочку. В роли спасительного островка могут быть листы бумаги, старые журналы, тряпочки или дощечки. На машине времени непоседа отправился в прошлое и попал к индейцам. Чтобы не попасть в капкан, ему нужно аккуратно пройти по их тропе. Вырежете небольшие круги или ступни.

Задача ребенка – точно пройти по дорожке и не оступиться. На следующем этапе ребёнок попадает на «минное поле». На полу разные обозначения: квадраты, треугольники, овалы и т.д. Родитель на своём листке бумаги прокладывает безопасный путь. Малыш его не знает, он пробует пройти по выложенной дорожке. Как только он наступает на «мину», родитель подаёт сигнал. Непоседа должен выбрать другой путь.

Когда все задания начнут даваться с лёгкостью, усложните процесс. Например, можно предложить ребёнку пройти полосу в папиных тапках или с небольшой книгой на голове. Как вариант – взять с собой в мини-путешествие любимую игрушку и проходить препятствия вместе с ней. Или устроить соревнования с папой или братом, кто быстрее придёт к финишу.

Интересным решением станет рассредоточить полосу препятствий по всей квартире. Что можно придумать? Проползти за диваном, прокатить мяч между стульев на кухне, подтянуться на турнике, залезть вверх по шведской лестнице, пройтись по узору на линолеуме. Если у вас есть спортивный уголок, то можно задействовать верёвочную лестницу и канат.

Чтобы полоса препятствий прошла в комфортных для ребёнка условиях, освободите достаточное пространство для неё. Всегда будьте рядом с ребенком.

Как только ребенок справится со всеми испытаниями, похвалите его. Придумайте собственные сигналы завершения полосы препятствий. Например, звонок колокольчиком или хлопанье в ладоши.

Проявляйте фантазию и придумывайте сюжетную линию. Спасайте мышку от кошки,  помогайте ёжику добраться до дома или дайте ребёнку почувствовать себя пиратом, который отправился на поиски сокровищ. Первый раз вы можете пройти все этапы вместе, а затем ребенок попробует выполнить всё самостоятельно. Приходите ребёнку на помощь, если он не справляется с заданием.

Жизнь в движении полезна и необходима. Уделяйте активности ребёнка особое внимание. Попробуйте пройти полосу препятствий всей семьёй, и вы не заметите, как проведёте с пользой время.

Используемый источник: Интернет-ресурс

Подготовил:

руководитель физического воспитания Некрашевич А.С.

свернуть

Формирование правильной осанки у детей

Укрепление мышц спины у ребенка, формирование правильной осанки – это очень важная задача, стоящая перед родителями.

Всем хорошо известно, что от состояния позвоночника зависит здоровье всего организма. Различные проблемы, связанные со спиной, могут явиться причиной головных болей, патологии желудочно-кишечного тракта, нарушений в работе сердечно-сосудистой системы в старшем возрасте. И напротив, правильная осанка и крепкий мышечный каркас – это не только свобода и сила любых движений, но и залог хорошей работы всех органов и систем нашего организма.

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка формируется с раннего детства в течение всего периода роста и развития.

Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно слабо и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиозная осанка) или комбинированное искажение.

К сожалению, малоподвижный образ жизни и недостаточная двигательная активность – это проблемы современного общества. подвижным играм.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Симптомы нарушения осанки

Как понять, что у ребенка есть нарушения осанки или слабость мышц? Чтобы заподозрить нарушение осанки у вашего малыша, обратите внимание на его спину и плечи. Плечи и лопатки должны находиться на одном уровне, ягодичные складки – также. Позвоночник должен быть ровным, без боковых искривлений. В положении сидя ребенок не должен сутулиться.

Профилактика нарушений осанки

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

- мебель подбирать по росту детей;

- учитывать посадку ребёнка за столом;

- обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

- соблюдать двигательный режим;

- вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

 Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Таким образом, нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются такие как:

  1. Достаточная физическая активность

Постоянная двигательная активность (ходьба пешком, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, занятия физической культурой) способствуют укреплению мышц, общему физическому развитию ребёнка.

  1. Водные процедуры

С детьми любого возраста очень полезно ходить в бассейн или в теплое время года плавать в естественных водоемах. Плавание развивает все группы мышц, благотворно действует на позвоночник, способствует увеличению силы и выносливости, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

  1. Правильное питание

В ежедневном рационе ребенка должны присутствовать белковые продукты, злаки, свежие овощи и фрукты, кисломолочные продукты.

  1. Укрепление стоп

Для профилактики и лечения плоскостопия, которое так же неблагоприятно влияет на суставы и позвоночник, необходимо носить обувь с твердым задником и супинатором или специальные стельки по назначению врача.

 

(По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С.В.Хрущев, С.Д.Поляков, М.Н.Кузнецова).

 

Подготовила медицинская сестра Г.К.Ботян

 

свернуть

Что нужно знать родителям о прививках

  

Вашего малыша направляют на очередную прививку. Вас мучают вопросы:

  • Как малыш перенесет эту процедуру?
  • Не опасны ли прививки?
  • Для чего нужны прививки?
  • От чего можно прививаться?

 

Прививки делают исключительно от инфекционных болезней, причем самых тяжелых, опасных, способных вызвать тяжелые осложнения, а также от тех болезней, которыми заболевает одновременно множество людей:

  • исключительно детские болезни: коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит и др.;
  • «всевозрастные» инфекции: туберкулез, вирусный гепатит, столбняк, грипп;
  • болезни экзотических стран (для туристов) : вирусный гепатит А и др.

Цель вакцинации

Формирование иммунитета (невосприимчивости) к болезни при введении в организм ослабленного или убитого микроба-возбудителя. В результате вырабатываются особые вещества (антитела) и клетки, способные нейтрализовать настоящего возбудителя при заражении.

 «Делать прививки ребенку или нет?»

Практикующие врачи однозначны в своих мнениях – прививки делать необходимо. Нужно это, в первую очередь, для того, чтобы защитить малыша и от заболевания и от негативных его последствий. Профилактическая вакцинация – один из способов сдержать эпидемии. В каждой стране мира есть свой план профилактических прививок. Различия в планах зависят от того, какие болезни имеют большее распространение на территории этой страны.

Правила проведения прививок

Для того чтобы минимизировать риск от вакцинации для ребенка, нужно соблюдать правила проведения прививок и не выбиваться из графика.

- Нельзя делать прививку, переболевшему или заболевающему ребенку, не стоит вакцинировать малыша, если в доме кто-то болен ОРВИ.

- Не стоит перед прививкой проводить эксперименты с питанием малыша. Ребенку после прививки образ жизни менять не нужно, но родители должны присматривать - не поднялась ли у него температура, не проявляются ли другие недомогания.

Нужно помнить, что организм ребенка после введения вакцины все силы направляет на выработку иммунитета, поэтому не стоит в этот период посещать массовые мероприятия, назначать прием гостей

Подготовка к вакцинации

Чтобы вакцинация была эффективной, к ней нужно тщательно подготовиться.

Первым делом малыша посмотрит педиатр. Дело в том, что прививки можно делать только тогда, когда ребенок полностью здоров. Он также узнает, не простужен ли кто-нибудь у вас дома: после вакцинации иммунитет малыша будет ослаблен, поэтому важно уберечь его от инфекции.

Если же у малыша аллергия или он принимает лекарства, обратитесь не только к педиатру, но и к врачу – узкому специалисту. Тот решит, делать ли ему прививку или отложить. Он может создать индивидуальный график.

Примерно за неделю до намеченной даты не давайте ребенку новых продуктов, чтобы не спровоцировать аллергию. Возможно, врач посчитает нужным назначить антигистаминное средство. Обычно его рекомендуют принимать несколько дней до и после вакцинации.

Наблюдение за реакцией

После того как малышу сделали прививку, внимательно следите за его самочувствием. Реакция на прививку (сонливость, общее недомогание, небольшое повышение температуры) – обычное явление. А вот серьезные осложнения бывают редко. В любом случае нужно быть к этому готовым. Даже если у ребенка была нормальная реакция на первую прививку, это не значит, что он так же перенесет и следующие вакцинации.

На месте укола обычно появляется небольшое уплотнение и покраснение. Это нормально, поэтому волноваться не стоит. Главное, не забывайте, что кожу в этой области нельзя мочить и расчесывать. Через несколько дней все должно пройти.

Прививки: за и против

Проводить малышу вакцинацию или нет – выбирать вам. Только перед тем, как это сделать, взвесьте все «за» и «против». Посоветуйтесь с врачом, которому вы полностью доверяете.

Если малыш часто болеет, не стоит из-за этого полностью отказываться от прививок. Врачи считают, что у таких детей не всегда вырабатывается достаточное количество антител. Поэтому они особенно нуждаются в дополнительной защите. Сейчас разработаны разные схемы подготовки ребенка к прививке. И в зависимости от заболевания доктор подберет наиболее подходящую вашему ребенку.

Раньше ваш малыш прививался с нарушением графика? Перед новой вакцинацией нужно сдать анализ на напряженность иммунитета. По его результатам врач поймет, делать ли все прививки заново или можно просто добавить недостающие.

Отвод от прививок

На самом деле существенных противопоказаний для вакцинации у врачей не так уж много. Временные противопоказания:

к ним относятся все острые заболевания, анемия (уровень гемоглобина ниже 84 г/л) . Поэтому, если ребенок только что переболел, вакцинацию придется отложить на срок не меньше месяца. При легком насморке этот период сокращают до недели.

Абсолютные противопоказания: прививки не делают или делают облегченные при их наличии, если у ребенка была тяжелая реакция на предыдущие вакцинации, первичное иммунодефицитное состояние (в этом случае нельзя использовать живые вакцины, прогрессирующие неврологические патологии, злокачественные болезни крови, новообразования, аллергические реакции на компоненты вакцины.

Прививки делаются добровольно, по желанию родителей ребенка. У некоторых мам и пап есть боязнь перед прививкой, но все-таки лучше защитить своего ребенка от неприятных заболеваний.

 

Желаем здоровья Вам и вашим детям!

 

Подготовила: медицинская сестра Г.К.Ботян

свернуть

Переутомление у детей

Ветрянка (ветряная оспа)

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях

 

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях

     Нашим детям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям полезно заниматься физкультурой вместе с детьми и собственным примером прививать детям любовь к физкультуре и спорту. Если родители вместе с детьми будут заниматься физкультурой, ребенок будет считать это нормой, как умывание и чистку зубов по утрам.

   Для организации физкультурных занятий с детьми необходимо помнить следующее:

  -Физкультурные занятия желательно проводить в одно и то же время. Единственное исключение из правила — это болезнь ребенка.

  -Физкультурные занятия необходимо проводить до еды, натощак.

  -Лучше всего проводить физкультурные занятия на улице (особенно если вы находитесь на даче).

 -Перед физкультурными занятиями дома желательно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить физические упражнения с закаливанием.

  -Во время физкультурных занятий очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.   

 -Следите за тем, как ваш ребенок дышит во время выполнения физических упражнений — нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соизмеряя ритм дыхания с движениями.

 -Если во время занятий или после появляются головные боли либо другие неприятные ощущения, рекомендуется посоветоваться с врачом.

  -Для того чтобы было выполнять упражнения было интереснее, лучше заниматься физкультурой под музыку.       

  Дети к 4-м годам уже свободно выполняют простейшие движения, уверенно ходят, бегают, говорят, мыслят, ориентируются в пространстве. В этот период дети удивляют своих родителей, пытаясь помочь им в работе, подражают практически во всем.

 Однако нельзя забывать, что в этот период у дошкольников все же еще ограниченные, слабо развитые двигательные возможности. В основном у них преобладают движения, в которых участвуют преимущественно крупные мышечные группы. Тяжелой нагрузкой для них являются однотипные движения, которые вызывают в детском организме повышенную утомляемость, а также длительное сохранение одной стабильной фиксированной позы. Учитывая это, не забывайте при проведении занятий, особенно с включением силовых элементов, чередовать упражнения с отдыхом.           

     Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить в виде имитационных движений и игр. Подбор и дозировка упражнений должны зависеть от возрастных особенностей детей. При проведении занятий (особенно на начальном этапе) не забывайте об индивидуальных особенностях своего ребенка. Разнообразие двигательных возможностей детей требует индивидуального подхода к ним со стороны родителей, что особенно важно при занятиях физическими упражнениями.      

     Как известно, дети в этом возрасте большую часть своего времени уделяют играм. Поэтому и физкультурные, спортивные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры. Упражнения могут состоять из разнообразных подражательных движений. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например, «Чебурашка», «Паровозик», «Зайчик» и т. д. Такие упражнения детям интересны и не утомительны. При составлении комплекса упражнений для своего ребенка, нужно подбирать упражнения так, чтобы они развивали различные физические качества — силу, быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, гибкость. Упражнения должны также охватывать различные мышечные группы ребенка. Недопустимо, чтобы во время занятий выполнялись упражнения, например, лишь для мышц нижних или верхних конечностей.     

     Важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми является постепенность. Начинать необходимо с малого количества упражнений и повторений, а от занятия к занятию прибавлять 1-2 упражнения или повторения движений. Необходима и последовательность выполнения упражнений — от простых к более сложным. Ведь нервная регуляция сердца ребенка несовершенна, а потому ритм его сердечных сокращений быстро сбивается, а сердечная мышца при неадекватном физическом воздействии довольно-таки быстро утомляется. Тем более что для дошкольника практически любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует физическому развитию.

   Перед тем как начать выполнять новое незнакомое упражнение с ребенком, желательно объяснить ему его содержание, затем показать и только потом дать попробовать сделать. Старайтесь, чтобы объяснение не было долгим, так как усидчивость и внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, бывает неустойчивым, и они фактически не способны сосредоточиться на продолжительном объяснении.

   Таким образом, при составлении комплекса физических упражнений для физкультурных занятий дома с детьми необходимо соблюдать следующие правила:

1. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет должна составлять 15—20 мин, соответственно с детками 5—7 лет — 20—30 мин.

2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.

3. Каждое упражнение необходимо выполнять от 2 до 6 раз (повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.

4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.

5. Упражнения должны быть преподаны ребенку в виде имитационных движений и игр.

6. Каждому упражнению придумайте шутливое название.

7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.

8. Соблюдайте правило постепенности и последовательности.

9. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

    Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для своих детей и грамотно составить комплекс. Несложные упражнения для ребенка полезно разучить в домашних условиях. Каждое из этих упражнений надо делать 3-6 раз. После побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и восстановить дыхание.

   Предлагаю примерный комплекс упражнений на развитие силы для физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях:

1.«Маятник» И.П.: стойка — ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы 1 — вправо, 2 — влево, 3 — вперед, 4 — назад.

2.«Волна» И.П.: стойка — ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно выполнять волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.

3.«Вертушка» И.П.: стойка — ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

4.«Мельница» И.П.: стойка — ноги врозь по шире с наклоном корпуса вперед, держим руки — в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.

5.«Крокодильчик» И.П.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

6.«Ножницы» И.П.: горизонтально лежа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать скрестные движения выпрямленными ногами.

7.«Качели» И.П.: лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

8.«Лягушка» И.П.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

9.«Зайчик» И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.

10.«Кенгуру» И.П.: стойка — ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

Будьте здоровы!

 

Литература:

  1. Власенко Н.Э. Комплексы общеразвивающих упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Н.Э.Власенко. Мозырь, 2010
  2. Шебеко В.Н. Физическая культура детей / В.Н.Шебеко. Минск, 2016

 

 

 

 

свернуть

Как сохранить зубы ребенка здоровыми

Как сохранить зубы ребенка здоровыми!!!

Состояние зубов ребёнка зависит, в первую очередь, от состава пищевых продуктов. Профилактике кариеса способствует употребление в пищу орехов и твердых сыров, уменьшающих агрессивные свойства зубного налета. В конце приема пищи также полезны твердые фрукты и овощи, обладающие очищающим эффектом: яблоко, морковь, кусок белокочанной капусты. Конфеты, печенье, пирожное следует обязательно запивать водой, а еще лучше — молоком.

Состояние зубов зависит также от того, как ребенок ест.

Правильно питаться — значит:

  • принимать пищу (завтракать, обедать, полдничать и ужинать) в определенное время;
  • не есть сладостей между приемами пищи;
  • не засовывать ложку/вилку в рот, не есть с ножа, а снимать пищу со столовых приборов губами;
  • откусывать пищу только передними зубами;
  • жевать и измельчать пищу дальними зубами (правыми и левыми);
  • глотать пищу хорошо разжеванной и только после этого откусывать следующий кусок или класть в рот следующую порцию;
  • ежедневно есть жесткую, плотную пищу;
  • заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами, фруктами;
  • медленно пить, задерживая во рту молоко, чай;
  • после каждого приема пищи полоскать рот и горло водой.

      При отсутствии лечения и неправильном уходе молочные зубы, так же как и постоянные, могут болеть.

     Если молочный зуб не здоров, то микробная инфекция быстро распространяется на зачаток постоянного зуба и может сильно его повредить.

   Нелеченый кариес, пульпит, пародонтит и другие воспалительные процессы в зубочелюстной системе — очаги хронической инфекции, ослабляющие защитные силы организма, понижающие сопротивляемость вредным факторам окружающей среды.

     Преждевременная потеря молочных зубов приводит к формированию неправильного прикуса. Молочные зубы должны по возможности сохраняться в полости рта, потому что от их наличия зависят время прорезывания постоянных зубов и правильное развитие челюсти. Если временные зубы выпадают в срок, то им на смену вовремя и в нужном месте встают постоянные зубы. Когда удалено много молочных зубов, то постоянные зубы могут вырасти преждевременно и несимметрично. Таким образом, молочные зубы очень важны для предупреждения развития зубочелюстных деформаций, патологии прикуса.

     Гигиена полости рта

     Первым средством гигиены является кипяченая вода, которую нужно давать ребенку после каждого кормления. Воду нельзя подслащивать.

Полезные для зубов продукты

    Причиной кариеса может являться недостаток витаминов В, D, С, солей кальция, фосфора и фтора, при котором нарушается минеральный и белковый обмен в организме, что отрицательно отражается на прочности зубов.

Уделите внимание продуктам, которые содержат нужные витамины и микроэлементы.

    В рацион необходимо включать продукты, богатые кальцием, фтором, фосфором — веществами, которые укрепляют эмаль зубов. Белок коровьего молока — казеин — является прекрасным противокариесным средством, поскольку содержит кальций и фосфор в оптимальном соотношении. В молоке содержатся вещества, способные защитить зубы от кариеса и даже восстановить поврежденную эмаль. Очень полезны для зубов твердый сыр и творог.

    Идеальное сочетание кальция, фосфора и фтора отмечается в традиционном для детского питания блюде — гречневой каше с молоком. Морская рыба, чай, некоторые минеральные воды являются хорошими источниками фтора, который укрепляет эмаль зубов и замедляет образование зубного налета. Растительные масла также способствуют укреплению зубной эмали и десен.

      Для профилактики кариеса полезно заменять сладости фруктами. Фрукты содержат не только природные витамины и микроэлементы, но и вещества, обладающие противомикробным действием. Лимон, клюква, яблоки, апельсины стимулируют слюноотделение, благодаря чему усиливается очищающее действие слюны. Для того чтобы органические кислоты этих фруктов не повредили эмаль, соки лучше пить через соломинку. По этой же причине чистить зубы следует не раньше, чем через 20—30 минут после употребления в пищу яблока или другого фрукта из этой группы.

 

Подготовила: медицинская сестра Г.К. Ботян

 

свернуть