Готовность к школе

Познавательная готовность ребенка к школе

   Содержание учебной программы дошкольного образования для учреждений дошкольного образования в качестве одного из направлений работы с детьми дошкольного возраста рассматривает познавательное развитие дошкольников. Оно реализуется в следующих образовательных областях: «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство».

   Одним из условий определения готовности детей 5–7 лет к школе является уровень сформированности познавательной сферы, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое.

К 5-7 годам ребенок:

проявляет любознательность, устойчивые и избирательные познавательные интересы к предметному, природному и социальному миру;

произвольно организовывает собственную познавательную деятельность, основанную  на внутренних  познавательных  и социальных  мотивах,  потребностях в достижении и признании;

проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдает, экспериментирует;

проявляет устойчивый интерес к определенным видам деятельности, разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции (например, удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях);

выдвигает собственные гипотезы, чтобы предугадать развитие событий, ситуаций межличностного  взаимодействия,  последствия  своих  поступков,  экспериментов с объектами природного мира. сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания);

называет изменения и их причины в предметном и природном мире; выделяет из общего фона 6–7 однородных объектов (объем внимания);

переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания);

запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов;

использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка); создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия); логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов);

владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий);

рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные);

применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).

обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними (снег в тепле тает, становится

водой – моя варежка стала мокрой, потому что на ней был снег, который нагрелся от моей руки и растаял);

осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти);

устанавливает сходство и различие между объектами; выделяет существенные признаки сравниваемых объектов; выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;

группирует объекты  по заданному  признаку  с опорой  на зрительный  образец и на представления, по самостоятельно найденному основанию, определяя основание объединения в группу заданной совокупности объектов, классифицирует объекты по обобщающему слову;

устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец;

устанавливает разные отношения между предметами и объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид; целое – часть; причина – следствие;

выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности;

выявляет и называет разнообразные противоречия в явлениях природы (ранним летним утром нет росы на траве), предметном мире (нож не режет), наблюдаемых проявлениях социальной жизни (сверстник берет игрушку без спроса);

выбирает самостоятельно разные способы экспериментирования (что предпринять, когда «тормозит» игрушечный поезд: попробовать самому или спросить у папы);

принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.

Источники: Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2022

                  Образовательный стандарт дошкольного образования

свернуть

Множество "почему" перед школой

Консультация "Что должен знать и уметь ребенок на этапе завершения дошкольного образования"

   С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок при  поступлении  в первый класс? Эти вопросы волнуют всех родителей, но особенно родителей будущих первоклассников.

   Одной из задач учреждения дошкольного образования является обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования. От степени освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования зависит успешность школьного обучения. В детском саду мы учим детей считать в пределах десяти, подбирать слова на заданный звук, составлять предложения,   рассказы по картинкам и  т.д.

   Что же должен знать ребенок, какими умениями владеть на этапе завершения им дошкольного образования?

Социально-нравственное и личностное развитие:

называет домашний адрес, имя, отчество, фамилию свою, взрослых, номер домашнего телефона;

выражает (вербально) свои эмоциональные состояния, переживания, чувства, поступки («я рад», «я сердит» и др.), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо – плохо);

осознает значение семьи в жизни человека, рассказывает о своей семье, доме, проявляет любовь к родителям;

самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), соблюдает правила приема пищи и поведения за столом;

выполняет правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья и др.);

различает признаки хорошего и плохого самочувствия, обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии;

выполняет правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, соблюдает правила дорожного движения (переходит проезжую часть по пешеходному переходу и др.), осознает последствия при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях (при пожаре – не прятаться, звать взрослых на помощь и др.);

соблюдает правила поведения, культуры общения в обществе сверстников, налаживает с ними дружеские взаимоотношения: играет вместе, помогает, подчиняется общим интересам и правилам и др., разрешает конфликты мирным путем (договаривается, извиняется, обращается ко взрослому и др.);

называет родной город (поселок), страну, ее столицу, их достопримечательности, природные символы Беларуси (зубр, аист, цветок льна и др.), понимает их значение;

определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит;

называет государственные символы Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), знает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь;

различает и называет белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву), предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси (изделия из льна, глины, соломки, лозы и др.), компоненты национального костюма, блюда народной кухни;

узнает и называет предметы, облегчающие труд взрослых: выделяет их признаки, функции, предназначение;

называет профессии людей (воспитатель, учитель, строитель, обувщик, художник, библиотекарь и др.), их орудия труда, понимает значимость результатов их труда для семьи, города;

называет предприятия Беларуси по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники и т. д.;

применяет основные экономические понятия (деньги, бюджет, цена и др.), устанавливает причинно-следственные связи между понятиями «труд» – «продукт» – «деньги», различает деньги по внешнему виду, по ценности, названию;

проявляет активность в совместной игре со сверстниками, умеет организовать игру, согласовывает игровой замысел и выбор роли со сверстниками (считалка, жребий), учитывает свои интересы и интересы партнера, решает конфликты в игре на основе мирного соглашения, действует в соответствии с игровым замыслом и правилами; проявляет самостоятельность в разных видах трудовой деятельности (самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде), целостно выполняет трудовые действия, осуществляет самоконтроль;

испытывает чувство удовлетворения от качества результатов своего труда, бережно относится к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых.

   Мы перечислили нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе окончания детского сада.

    Конечно, каждый ребёнок развивается в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Задача взрослых - создать условия для разностороннего развития каждого ребёнка.

Подготовила: воспитатель дошкольного образования Ботян Т.А.

Литература:

 Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2022

свернуть

Консультация для родителей "Как научить детей звуковому анализу слов"

   Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

  При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

   Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

  Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

    Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

  Определять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения одного и того же слова  с последовательным интонационным выделением каждого звука. При  интонационном проговаривании слова нельзя отрывать один звук от другого, выделение звука должно проходить в процессе слитного произнесения всего слова. При анализе слова мак, ребенок должен произнести его три раза: (ммак, маак, маК).

  Слово, которое ребенок анализирует, необходимо показать на картинке-схеме. На картинке-схеме размещается рисунок, слово -  название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые показывают, количество звуков в слове.

Примерные игровые задания:

Игра «Назови слова». Эта игра способствует закреплению интонационного выделения звука в слове. Взрослый предлагает назвать слова  с каким-нибудь звуком, например (Р) и произнести их так, чтобы хорошо этот звук был слышен. Если ребенку трудно, то можно  дать картинки, где есть заданный звук.

В игре «Назови слова» также можно использовать стихотворения Л. Куклина «На одну букву».

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.), если гласный- красный квадратик.

Игра «Мамина сумка». Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названии которых есть звук (М). Иногда в подобных играх дети допускают типичную ошибку: подбирают слова, ориентируясь только на классификационную группу, но забывают о том, называемые слова должны содержать определенный звук. Так, подбирая названия продуктов на звук (м), дети могут сказать кефир. В таких случаях необходимо четко взрослому произнести ошибочное слово, показав, что в нем отсутствует заданный звук.

«Стоп игра».  Назовите любые слова. Ребенок говорит «Стоп» если услышит слова с заданным звуком.

Игра «Разведчики».  Предложите всем членам семьи сходить на кухню, в ванную комнату и  найти как можно больше предметов с заданным звуком.

Взрослые, не забывайте: Дети играют и очень важно, чтобы в ходе игры сохранялся развлекательный и эмоциональный характер. Обязательным в играх должен быть момент поощрения (фишки, картинки, наклейки и т.д.).

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.

Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

Подготовила: Махина Е.В.

воспитатель дошкольного образовании

свернуть

Развитие памяти у детей 5-6 лет

Источник: Интернет-ресурсы

свернуть

Скоро в школу!

Школы нашего города

Государственное учреждение образования "Гимназия №1 г. Воложина"

 

Директор школы Клачко Елена Ивановна

Телефон: 8-01772-69120 

Контактная информация:
Почтовый адрес: 222357, Минская обл., г. Воложин, ул. Гагарина, 14
Телефоны: 8-01772-69121
Факс: 8-01772-69120
E-mail: gimnasia1@volozhin-edu.gov.by

 

Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Воложина"

 

Директор школы Чехович Ирина Вацлавовна

Телефон: 80177255353

Контактная информация:
Почтовый адрес: 222357, г.Воложин, ул.Советская, 73
Телефоны: 80177255353
Факс: 
80177255207
E-mail: sch1@volozhin-edu.gov.by

 

Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г. Воложина"

 

Директор школы Уланчик Александр Николаевич 

Телефон: 8-01772 55937

Контактная информация:
Почтовый адрес: 222357, Минская обл., г.Воложин, ул.Щербины, 65
Телефоны: 8-01772 65938
Факс: тел/факс 55937 
E-mail: sch2@volozhin-edu.gov.by
свернуть

НАЧИНАЕМ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ!

Вопрос, в каком возрасте нужно учить ребенка чтению, не имеет однозначного ответа. Каждый малыш уникален. Поэтому, если один бегло и с увлечением читает в 5 лет, это еще не значит, что он должен стать эталоном для своих сверстников. Мудрые родители знают: определяющим фактором здесь являются не их амбиции («А мой-то уже в 3 года все буквы знал!»), а желание, интерес и осознанная потребность самого ребенка.

Представленные ниже игры помогут ненавязчиво подготовить малыша к процессу обучения чтению.

«Закончи словечко» (с 4 лет)

Цель игры: учиться придумывать слова с заданными слогами, развивать воображение и речь.

Как играть? Родитель бросает ребенку в руки мяч, назвав слог, с которого начинается выбранное им слово (например, «КА-»). Ребенок должен вернуть мяч родителю, закончив слово (допустим, слогом «-ША»). Обязательно нужно произнести слово целиком после того, как ребенок его отгадает («КАША»). Потом поменяемся ролями – теперь ребенок загадывает родителю слова. Чтобы малышу было проще можно заранее выбрать тему игры (овощи или фрукты, транспорт или посуда, «летние» или «зимние» слова, предметы, находящиеся в комнате, и т. п.).

Более сложный вариант игры – назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный слог. Например, на слог «ПА-» ребенок может придумать слова «ПАПА», «ПАКЕТ», «ПАДАТЬ», «ПАЛЕЦ»… Эта игра помогает избежать трудностей ребенку, начинающему читать по слогам – когда, прочитав две части слова, он не может понять его смысл.

«День рождения игрушки» (с 4 лет)

Цель игры: учиться определять звуки и их присутствие в слове, развивать воображение и мелкую моторику.

Как играть? Устроить день рождения любимой игрушке ребенка. На день рождения, конечно, нужно дарить подарки, поэтому предложить ребенку угадать, что хочет получить в подарок игрушка, и нарисовать этот предмет. Главное условие выбора подарка

– первый звук в его названии должен быть тем же, что и в имени или названии игрушки (кукла Катя («К»), зайчик («З») и т. п.).

Хорошо, если малыш сможет приготовить таким образом не один подарок, а несколько. Например, кукле можно подарить коляску, кроватку, кактус, конфеты, кекс, качели, кофточку, книгу. Для мишки ребенок нарисует мед, мотоцикл, матрешку, машинку, малину, миску. Чебурашка обрадуется часам, черепашке, чемодану, чайнику. Для трансформера подойдут в качестве подарков трактор и торт. А для робота – ракушка, рукавички, ролики...

Эта игра развивает навык звукового анализа слова, который необходим при освоении процесса чтения.

Как только ребенок выучивается читать сам, мы отправляем его в свободное читательское плавание, а зря… Конечно, очень важно, чтобы ребенок как можно быстрее развил читательские навыки, а лучше всего они развиваются, когда ребенок читает в одиночку. Но не стоит недооценивать и совместное чтение ребенка с родителями. Даже научившись читать самостоятельно, он по-прежнему нуждается в том, чтобы родители читали ему вслух.

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Это эффективный способ социализации подрастающего поколения, оно дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то интересное. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.

Чтение… Книги… Всё это семена, которые западают в душу и сперва вызывают в ней лишь радость, но из которых не замедляют вырасти добрые наклонности.

Ш. Перро

Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи, мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга.

Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя.

Литература:

1.Старжинская Н.С. "Играем со словами и звуками (5-6 лет)"(серия «Мир детства»). Учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. НИО 2009

2.Башинская Т.В. "Словечки-человечки", или Весёлая подготовка к обучению грамоте / Т.В. Башинская ( "Из опыта работы дошкольных учреждений") Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. ООО "Издательство "Выснова"

Подготовил: учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников

   Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях?

    Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети, всесторонне подготовлены к учебной деятельности и у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой. Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение,   умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

   Основное место в подготовке к школе детей  следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

  Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением. Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т.е. различение), ребёнку необходима помощь учителя-дефектолога. К сожалению, многие родители не замечают нарушения произношения звуков у своих детей, либо относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р – л, ш – с, ч – щ, ц – с, б – п, т – ть и др.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.   

   Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче он будет понимать окружающих. Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы. поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь и т.д.).  Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

  Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.  

   В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т.е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи. Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.

  • Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол – столы, плащ – плащи), -а, -я (дом – дома, глаз – глаза, дерево – деревья, стул – стулья), с изменением слова (лоб – лбы, рот – рты, пень – пни, ухо – уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

  • Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой – большая, голубой – голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т.к. являются наиболее трудными для ребёнка.

  • Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительныхИгры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т.д.).

  • Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т.к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д.

       Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:

  • Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище, дерево – деревце, перо – пёрышко, глаз – глазище).

  • Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр - тигрёнок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, овца – ягнёнок)

  • Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)

  • Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)

  • Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т.д.)

  • Прилагательные, образованные от существительных (дерево – деревянный, пух - пуховый, глина – глиняный, дуб – дубовый).

  • Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).   

    Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый,  –  вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

                 Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками в письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать процесс становления письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте.  Последовательность формирования этого навыка такова:

  • Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

  • Определение первого звука в слове.

  • Определение последнего звука в слове.

  • Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

  • Определение количества звуков в слове, их последовательность, т.е. полный звуковой анализ слова.

  • Определение количества слогов в слове.

      Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем.

Уважаемые родители!  Успехов Вам во всем!

Подготовил: учитель-дефектолог Езерская Ю.В.

свернуть