Познавательная игротека
Дидактические игры
Экологические загадки
Экологические пословицы, поговорки, приметы
Пословицы, поговорки о растительном мире для детей старшего дошкольного возраста
• Хорошая нива — всякому в диво.
• Днем раньше посеешь — неделей раньше соберешь.
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Будет рожь — будет и мера.
• Посеешь в пору — соберешь зерна гору.
• Не верь гречихе в цвету, верь в закрому.
• Черен мак, да сладок, бела редька, да горька.
• Зернышко к зернышку — будет мешок.
• Зерно в колоске — не спи в холодке.
• Просо ветра не боится, а морозу кланяется.
• Раньше ржи овес не жнут.
• Пошла репа в землю блошкой, а назад пришла лепешкой.
• Если посеял просо — не жди бобов.
• Всякому овощу свое время.
• Посеешь лен — соберешь золото.
• Где цветок, там и медок.
• Без капусты животы пусты.
• Без капусты щи не густы.
• В хваленой капусте много гнилых кочанов.
• Без корня и полынь не растет.
• Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
• Была бы водица, а зелень родится.
• Крапивник — жгуч, терновник — колюч.
• Лук от семи недуг.
• Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да не одинаково сладки.
• Что посеешь, то и пожнешь, что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и смелешь, что смелешь, то и съешь.
• Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
• Любишь смородину — люби и оскомину.
• С хорошего кусточка хорошая и ягодка.
• Красна ягодка, да на вкус горька.
Пословицы, поговорки о деревьях для дошкольников
• Не разгрызть ореха — не съесть ядра.
• Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
• Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади.
• Руби дерево крепкое, гнилое само упадет.
• Худое дерево в сук растет.
• Чем дальше в лес, тем больше дров.
• Без вербы — не весна.
• Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
• Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
• В бор не по груши — по еловы шишки.
• Возле леса жить — голоду не видеть.
• Всякая сосна своему бору шумит.
• Где сосна взросла, там она и красна.
• Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
Пословицы и поговорки о временах года
• Новый год — и весне поворот.
• Году начало — зимы середина.
• Без первой ласточки весна не обходится.
• Весной дождь парит, а осенью мочит.
• Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
• Весной час прогуляешь — неделей не наверстаешь.
• Кто спит весною, плачет зимою.
• Весенний день год кормит.
• Весна красна цветами, осень — снопами.
• Лето — припасиха, а зима — подбериха.
• Красное лето никому не надокучит.
• Летом пролетишь, так зимой с сумою побежишь.
• Летом каждый кустик ночевать пустит.
• Дождливое лето хуже осени.
• В летнюю пору заря с зарей сходятся.
• Летний день за зимнюю неделю.
• От осени к лету поворота нету.
• Сбежались тучки в одну кучку — быть ненастью.
• Кошка в печурку — стужа во двор.
• Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
• Зима спросит, что летом припасено.
• В зимний холод всякий молод.
Пословицы про зиму
Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
Зима лето пугает, да всё равно тает.
Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
Январь — году начало, зиме середина.
Мороз и метели под февраль налетели.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Два друга — мороз да вьюга.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Первая пороша — не санный путь.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Пословицы и поговорки про декабрь
Декабрь - шапка зимы.
Декабрь - канун новогодья.
Декабрь старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.
Год декабрем кончается, а зима зачинается.
Не велик мороз, да краснеет нос.
У зимы рот велик.
В зимний холод всякий молод.
Зимний денек с воробьиный скок.
Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зимой тулуп всякому люб.
И месяц светит, коль солнца нет.
Пословицы и поговорки про январь
Январь - всему году запевала.
Январь - запевка года, зиме - вершина.
Январь - лютовей, трескун, снеговик.
Январь - перелом зимы, темная зорька года.
Январь - ломонос: береги свой нос.
Береги свой нос в большой мороз.
Январь на порог - прибыло дня на воробьиный скок.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снега надует - хлеба прибудет.
Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.
Не будет снега, не будет следа.
На печке не храбрись, а в поле не трусь.
В январе и горшок в печи замерзает.
В январе морозы злее, а налим живее.
В январе растет день - растет и холод.
Снег земле-кормилице - что теплый кожух.
Пословицы и поговорки про февраль
Вьюги да метели под февраль полетели.
Как февраль ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Февраль воду подпустит, март подберет.
Февраль три часа дня прибавит.
Пословицы и поговорки о природе с пояснениями для детей
Весенний день год кормит.
Вариант. Летний день год кормит.
Весной и летом необходимо сконцентрировать все силы на выращивании урожая, чтобы можно было сделать запасы необходимого на весь год. Есть и образное значение: все нужно делать вовремя, чтобы получить положительный результат.
Весной дни долгие, да нитка коротка.
Имеется в виду, что весной, когда все оживает, на улице прекрасная погода, совсем не хочется работать. «Нитка коротка» — закончился рабочий материал, конец работе.
В апреле земля преет — спеши пахать и сеять.
Весной нужно точно определить, когда земля уже прогрелась, но в ней еще достаточно влаги, — в это время нельзя терять ни дня и нужно заниматься посевными работами.
Лето - припасиха, зима — прибериха (подбериха).
Похожие по смыслу. Лето собирает, а зима поедает.
Что летом приволочишь ногами, то зимой подберешь губами. Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь.
За лето надо успеть вырастить урожай и сделать запасы для животных, тогда можно будет пережить зиму. Все нужно делать вовремя. Припасиха — эпитет от слова «припасы», относится ко времени года, когда делают запасы, прибериха — ко времени года, когда потребляют то, что было припасено.
Коси, коса, пока роса.
Вариант. Коси, коса, пока роса, роса долой — и ты домой.
Роса лежит на траве на рассвете, косить траву лучше всего именно в это время — еще прохладно, а трава самая сочная. И вообще все нужно делать вовремя.
Лето не без грозы, проводы не без слезы.
Летом всегда бывают грозы точно так же, как проводы, особенно на службу в армию, редко обходятся без слез.
Летом два дня льет — час сохнет, осенью — час льет, две недели сохнет.
Летом под солнечными лучами земля высыхает быстро, а после даже не очень длинного осеннего дождя надолго наступает распутица, ведь солнце в это время года уже почти не греет.
В зимний холод всякий молод.
На Руси в суровые, холодные зимы во время праздничных народных гуляний укрыться от мороза было негде, поэтому приходилось много двигаться, участвовать в различных состязаниях, как в молодости, чтобы не замерзнуть.
В августе зима с летом борются
В это время по утрам уже могут быть даже заморозки, а днем может стоять жара. Ночи становятся длиннее, а вода холоднее.
Кто в августе гуляет, тот зимой голодает.
Похожая по смыслу. Кто в августе спит, тот голодный будет ходить.
Справедливая поговорка в отношении крестьян. В августе не время гулять, крестьяне собирают урожай и запасают все необходимое на зиму.
Март похоронит, август схоронит.
В марте пшеницу похоронят в землю — посеют, а августе схоронят — уберут в амбары.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Последний месяц зимы часто бывает самым морозным и вьюжным.
Одна ласточка весны не делает.
Эту пословицу употребляют, когда хотят предостеречь от поспешных выводов. Связывают пословицу с басней древнего грека Эзопа о легкомысленном юноше, который потратил все, кроме плаща. Увидев возвратившуюся ласточку, он продал и его, понадеявшись на то, что она — знак прихода весны. Однако грянул мороз, и юноша обвинил в своих несчастиях замерзшую ласточку.
Пословицы народов мира
• Дождь в засуху — золотой дождь (японская).
• Снег — одеяло для пшеницы: чем толще, тем ей лучше спится (китайская).
• Готовь сено, пока солнце сияет (английская).
• Не все тучи с собой дождь несут (итальянская).
• В лунные ночи снег не тает (киргизская).
Всякому семени свое время.
Разные сельскохозяйственные культуры сеют в разное время, что и отражает данная поговорка. В переносном смысле: всякое событие происходит в свой срок.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Температура почвы под снегом намного выше, чем на открытом пространстве. Снег, покрывая землю, спасает посеянные под зиму семена, не дает им вымерзнуть. Помогает он пережить суровые зимы и плодовым деревьям.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Пословица отражает характер погоды в эти времена года, который отличается большим непостоянством.
Грач на горе — весна на дворе.
Пословица указывает на народную примету: с прилетом грачей наступает весна, устанавливается теплая погода.
Крупный дождь долго не идет.
Дождь с крупными каплями, обычно летний, бывает обильным, но недолгим, в отличие от осеннего дождя — с мелкими каплями, но затяжного.
Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
Снег сохраняет семена злаков от морозов, а значит, и урожай хлеба после снежной зимы более высокий; обильные же весенние и летние дожди — залог того, что на лугах будет много травы.
Зимой волка бойся, а летом мухи.
Эта пословица говорит о главных бедах для сельского жителя: зимой голодные волки часто наведывались в деревню за пропитанием, а летом досаждают надоедливые мухи, которые распространяют много болезней.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весной пригревает солнышко и на душе веселее, но все запасы уже подошли к концу, а осенью, хоть и идут дожди и солнце прячется за тучами, но закрома полны всяческих запасов.
Осенью и воробей богат.
Осенью, когда на деревьях много ягод, а на полях вызревают семена трав, птицы не голодают, и даже воробья можно назвать богачом.
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Весенних дождей все ждут — от них зависит, взойдут ли посеянные семена, а осенние дожди, когда идет сбор урожая, только усложняют жизнь крестьянина.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Весной, когда тает снег, даже маленькие ручейки превращаются в бурные реки, а летом, во время жары, они иногда даже пересыхают.
Возле леса жить - голодному не быть.
Лес — подспорье для сельского жителя, ведь в нем растут грибы и ягоды, которые испокон веков употребляли в пищу.
Это интересно
Приведем еще подборку поговорок и пословиц, которые распространены в основном в усеченном виде, в их полных вариантах:
• Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться.
• В ступе воду толочь — вода и будет.
• Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.
• Шито-крыто, а узелок-то тут.
• Собаку съел, только хвостом подавился.
• Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
• На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
• Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
• Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
• Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
• За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
Экологические игры
Экологическая игра «Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
Экологическая игра «Найди такой же цветок»
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
Экологическая игра «Вершки – корешки»
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
Дидактический материал: два обруча, картинки овощей.
Методика проведения:
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!»
Экологическая игра «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Экологическая игра «Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
- «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
- «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Экологическая игра «Звери, птицы, рыбы»
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Экологическая игра «Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Экологическая игра «Сложи животное»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Экологическая игра «Что из чего сделано?»
Цель: Учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Экологическая игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
Экологическая игра «Найди свой камешек»
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Дидактический материал: Коллекция камней.
Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
Экологическая игра «Цветочный магазин»
Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Дидактический материал: лепестки, цветные картинки.
Методика проведения:
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Экологическая игра «Полезное– неполезное»
Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Дидактический материал: Карточки с изображением продуктов.
Методика проведения: На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
Экологическая игра «Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
Дидактический материал: Карточки с растениями.
Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
Экологическая игра «Что я за зверь?»
Цель: Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Методика проведения:
Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут .
Вариант 2: Нужно отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
Экологическая игра «Назовите растение»
Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
Экологическая игра «Кто где живёт»
Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактический материал: Карточки «Живтные», «Места обитания».
Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Экологическая игра «Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика проведения:
Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.
Экологическая игра «Береги природу»
Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.