Познавательная игротека

Экологические загадки

Экологические пословицы, поговорки, приметы

Пословицы, поговорки о растительном мире для детей старшего дошкольного возраста

• Хорошая нива — всякому в диво.

• Днем раньше посеешь — неделей раньше соберешь.

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Будет рожь — будет и мера.

• Посеешь в пору — соберешь зерна гору.

• Не верь гречихе в цвету, верь в закрому.

• Черен мак, да сладок, бела редька, да горька.

• Зернышко к зернышку — будет мешок.

• Зерно в колоске — не спи в холодке.

• Просо ветра не боится, а морозу кланяется.

• Раньше ржи овес не жнут.

• Пошла репа в землю блошкой, а назад пришла лепешкой.

• Если посеял просо — не жди бобов.

• Всякому овощу свое время.

• Посеешь лен — соберешь золото.

• Где цветок, там и медок.

• Без капусты животы пусты.

• Без капусты щи не густы.

• В хваленой капусте много гнилых кочанов.

• Без корня и полынь не растет.

• Где сорняк цветет, там хлеб вянет.

• Была бы водица, а зелень родится.

• Крапивник — жгуч, терновник — колюч.

• Лук от семи недуг.

• Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да не одинаково сладки.

• Что посеешь, то и пожнешь, что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и смелешь, что смелешь, то и съешь.

• Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

• Любишь смородину — люби и оскомину.

• С хорошего кусточка хорошая и ягодка.

• Красна ягодка, да на вкус горька.

Пословицы, поговорки о деревьях для дошкольников

• Не разгрызть ореха — не съесть ядра.

• Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

• Много леса — не губи, мало леса — береги, нету леса — посади.

• Руби дерево крепкое, гнилое само упадет.

• Худое дерево в сук растет.

• Чем дальше в лес, тем больше дров.

• Без вербы — не весна.

• Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.

• Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

• В бор не по груши — по еловы шишки.

• Возле леса жить — голоду не видеть.

• Всякая сосна своему бору шумит.

• Где сосна взросла, там она и красна.

• Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.

Пословицы и поговорки о временах года

• Новый год — и весне поворот.

• Году начало — зимы середина.

• Без первой ласточки весна не обходится.

• Весной дождь парит, а осенью мочит.

• Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

• Весной час прогуляешь — неделей не наверстаешь.

• Кто спит весною, плачет зимою.

• Весенний день год кормит.

• Весна красна цветами, осень — снопами.

• Лето — припасиха, а зима — подбериха.

• Красное лето никому не надокучит.

• Летом пролетишь, так зимой с сумою побежишь.

• Летом каждый кустик ночевать пустит.

• Дождливое лето хуже осени.

• В летнюю пору заря с зарей сходятся.

• Летний день за зимнюю неделю.

• От осени к лету поворота нету.

• Сбежались тучки в одну кучку — быть ненастью.

• Кошка в печурку — стужа во двор.

• Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

• Зима спросит, что летом припасено.

• В зимний холод всякий молод.

 

Пословицы про зиму

Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

Зима лето пугает, да всё равно тает.

Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

Январь — году начало, зиме середина.

Мороз и метели под февраль налетели.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Два друга — мороз да вьюга.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Первая пороша — не санный путь.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Пословицы и поговорки про декабрь

Декабрь - шапка зимы.

Декабрь - канун новогодья.

Декабрь старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.

Год декабрем кончается, а зима зачинается.

Не велик мороз, да краснеет нос.

У зимы рот велик.

В зимний холод всякий молод.

Зимний денек с воробьиный скок.

Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Зимой тулуп всякому люб.

И месяц светит, коль солнца нет.

Пословицы и поговорки про январь

Январь - всему году запевала.

Январь - запевка года, зиме - вершина.

Январь - лютовей, трескун, снеговик.

Январь - перелом зимы, темная зорька года.

Январь - ломонос: береги свой нос.

Береги свой нос в большой мороз.

Январь на порог - прибыло дня на воробьиный скок.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Снега надует - хлеба прибудет.

Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.

Не будет снега, не будет следа.

На печке не храбрись, а в поле не трусь.

В январе и горшок в печи замерзает.

В январе морозы злее, а налим живее.

В январе растет день - растет и холод.

Снег земле-кормилице - что теплый кожух.

Пословицы и поговорки про февраль

Вьюги да метели под февраль полетели.

Как февраль ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.

Февраль воду подпустит, март подберет.

Февраль три часа дня прибавит.

Пословицы и поговорки о природе с пояснениями для детей

Весенний день год кормит.

Вариант. Летний день год кормит.

Весной и летом необходимо сконцентрировать все силы на выращивании урожая, чтобы можно было сделать запасы необходимого на весь год. Есть и образное значение: все нужно делать вовремя, чтобы получить положительный результат.

Весной дни долгие, да нитка коротка.

Имеется в виду, что весной, когда все оживает, на улице прекрасная погода, совсем не хочется работать. «Нитка коротка» — закончился рабочий материал, конец работе.

В апреле земля преет — спеши пахать и сеять.

Весной нужно точно определить, когда земля уже прогрелась, но в ней еще достаточно влаги, — в это время нельзя терять ни дня и нужно заниматься посевными работами.

Лето - припасиха, зима — прибериха (подбериха).

Похожие по смыслу. Лето собирает, а зима поедает.

Что летом приволочишь ногами, то зимой подберешь губами. Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь.

За лето надо успеть вырастить урожай и сделать запасы для животных, тогда можно будет пережить зиму. Все нужно делать вовремя. Припасиха — эпитет от слова «припасы», относится ко времени года, когда делают запасы, прибериха — ко времени года, когда потребляют то, что было припасено.

Коси, коса, пока роса.

Вариант. Коси, коса, пока роса, роса долой — и ты домой.

Роса лежит на траве на рассвете, косить траву лучше всего именно в это время — еще прохладно, а трава самая сочная. И вообще все нужно делать вовремя.

Лето не без грозы, проводы не без слезы.

Летом всегда бывают грозы точно так же, как проводы, особенно на службу в армию, редко обходятся без слез.

Летом два дня льет — час сохнет, осенью — час льет, две недели сохнет.

Летом под солнечными лучами земля высыхает быстро, а после даже не очень длинного осеннего дождя надолго наступает распутица, ведь солнце в это время года уже почти не греет.

В зимний холод всякий молод.

На Руси в суровые, холодные зимы во время праздничных народных гуляний укрыться от мороза было негде, поэтому приходилось много двигаться, участвовать в различных состязаниях, как в молодости, чтобы не замерзнуть.

В августе зима с летом борются

В это время по утрам уже могут быть даже заморозки, а днем может стоять жара. Ночи становятся длиннее, а вода холоднее.

Кто в августе гуляет, тот зимой голодает.

Похожая по смыслу. Кто в августе спит, тот голодный будет ходить.

Справедливая поговорка в отношении крестьян. В августе не время гулять, крестьяне собирают урожай и запасают все необходимое на зиму.

Март похоронит, август схоронит.

В марте пшеницу похоронят в землю — посеют, а августе схоронят — уберут в амбары.

Вьюги да метели под февраль полетели.

Последний месяц зимы часто бывает самым морозным и вьюжным.

Одна ласточка весны не делает.

Эту пословицу употребляют, когда хотят предостеречь от поспешных выводов. Связывают пословицу с басней древнего грека Эзопа о легкомысленном юноше, который потратил все, кроме плаща. Увидев возвратившуюся ласточку, он продал и его, понадеявшись на то, что она — знак прихода весны. Однако грянул мороз, и юноша обвинил в своих несчастиях замерзшую ласточку.

Пословицы народов мира

• Дождь в засуху — золотой дождь (японская).

• Снег — одеяло для пшеницы: чем толще, тем ей лучше спится (китайская).

• Готовь сено, пока солнце сияет (английская).

• Не все тучи с собой дождь несут (итальянская).

• В лунные ночи снег не тает (киргизская).

Всякому семени свое время.

Разные сельскохозяйственные культуры сеют в разное время, что и отражает данная поговорка. В переносном смысле: всякое событие происходит в свой срок.

Снег холодный, а от мороза укрывает.

Температура почвы под снегом намного выше, чем на открытом пространстве. Снег, покрывая землю, спасает посеянные под зиму семена, не дает им вымерзнуть. Помогает он пережить суровые зимы и плодовым деревьям.

Весна да осень — на дню погод восемь.

Пословица отражает характер погоды в эти времена года, который отличается большим непостоянством.

Грач на горе — весна на дворе.

Пословица указывает на народную примету: с прилетом грачей наступает весна, устанавливается теплая погода.

Крупный дождь долго не идет.

Дождь с крупными каплями, обычно летний, бывает обильным, но недолгим, в отличие от осеннего дождя — с мелкими каплями, но затяжного.

Много снега — много хлеба, много воды — много травы.

Снег сохраняет семена злаков от морозов, а значит, и урожай хлеба после снежной зимы более высокий; обильные же весенние и летние дожди — залог того, что на лугах будет много травы.

Зимой волка бойся, а летом мухи.

Эта пословица говорит о главных бедах для сельского жителя: зимой голодные волки часто наведывались в деревню за пропитанием, а летом досаждают надоедливые мухи, которые распространяют много болезней.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весной пригревает солнышко и на душе веселее, но все запасы уже подошли к концу, а осенью, хоть и идут дожди и солнце прячется за тучами, но закрома полны всяческих запасов.

Осенью и воробей богат.

Осенью, когда на деревьях много ягод, а на полях вызревают семена трав, птицы не голодают, и даже воробья можно назвать богачом.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

Весенних дождей все ждут — от них зависит, взойдут ли посеянные семена, а осенние дожди, когда идет сбор урожая, только усложняют жизнь крестьянина.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Весной, когда тает снег, даже маленькие ручейки превращаются в бурные реки, а летом, во время жары, они иногда даже пересыхают.

Возле леса жить - голодному не быть.

Лес — подспорье для сельского жителя, ведь в нем растут грибы и ягоды, которые испокон веков употребляли в пищу.

Это интересно

Приведем еще подборку поговорок и пословиц, которые распространены в основном в усеченном виде, в их полных вариантах:

• Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила животани образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться.

• В ступе воду толочь — вода и будет.

• Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.

• Шито-крыто, а узелок-то тут.

• Собаку съел, только хвостом подавился.

• Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

• На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

• Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

• Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

• Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

• За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

свернуть

Экологические игры

 

Экологическая игра «Детки с какой ветки?»

 

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

 

Экологическая игра «Найди такой же цветок»

 

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.

 

Экологическая игра «Вершки – корешки»

 

Цель: Учить детей составлять целое из частей.

Дидактический материал: два обруча, картинки овощей.

Методика проведения:

Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!»

 

Экологическая игра «Воздух, земля, вода»

 

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

 

Экологическая игра «Природа и человек»

 

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

- «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

- «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

 

Экологическая игра «Звери, птицы, рыбы»

 

Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 

Экологическая игра «Угадай, что где растет»

 

Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

 

Экологическая игра «Сложи животное»

 

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

 

Экологическая игра «Что из чего сделано?»

Цель: Учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Экологическая игра «Съедобное – несъедобное»

 

Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

 

Экологическая игра «Найди свой камешек»

 

Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Дидактический материал: Коллекция камней.

Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

 

Экологическая игра «Цветочный магазин»

 

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дидактический материал: лепестки, цветные картинки.

Методика проведения:

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 

Экологическая игра «Полезное– неполезное»

 

Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Дидактический материал: Карточки с изображением продуктов.

Методика проведения: На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Экологическая игра «Лекарственные растения»

 

Цель: Закрепить знания лекарственных растений.

Дидактический материал: Карточки с растениями.

Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

 

Экологическая игра «Что я за зверь?»

 

Цель: Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Методика проведения:

Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.  Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут .

Вариант 2: Нужно отвечать на вопросы ведущего.  Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

 

Экологическая игра «Назовите растение»

 

Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.

Дидактический материал: Комнатные растения.

Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

 

Экологическая игра «Кто где живёт»

 

Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактический материал: Карточки «Живтные», «Места обитания».

Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

 

Экологическая игра «Летает, плавает, бегает, прыгает»

 

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.

Методика проведения:

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

 

Экологическая игра «Береги природу»

 

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 

свернуть