Содержание учебной программы дошкольного образования для учреждений дошкольного образования в качестве одного из направлений работы с детьми дошкольного возраста рассматривает познавательное развитие дошкольников. Оно реализуется в следующих образовательных областях: «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство».
Одним из условий определения готовности детей 5–7 лет к школе является уровень сформированности познавательной сферы, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое.
К 5-7 годам ребенок:
проявляет любознательность, устойчивые и избирательные познавательные интересы к предметному, природному и социальному миру;
произвольно организовывает собственную познавательную деятельность, основанную на внутренних познавательных и социальных мотивах, потребностях в достижении и признании;
проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдает, экспериментирует;
проявляет устойчивый интерес к определенным видам деятельности, разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции (например, удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях);
выдвигает собственные гипотезы, чтобы предугадать развитие событий, ситуаций межличностного взаимодействия, последствия своих поступков, экспериментов с объектами природного мира. сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания);
называет изменения и их причины в предметном и природном мире; выделяет из общего фона 6–7 однородных объектов (объем внимания);
переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания);
запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов;
использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка); создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия); логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов);
владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий);
рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные);
применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).
обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними (снег в тепле тает, становится
водой – моя варежка стала мокрой, потому что на ней был снег, который нагрелся от моей руки и растаял);
осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти);
устанавливает сходство и различие между объектами; выделяет существенные признаки сравниваемых объектов; выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;
группирует объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления, по самостоятельно найденному основанию, определяя основание объединения в группу заданной совокупности объектов, классифицирует объекты по обобщающему слову;
устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец;
устанавливает разные отношения между предметами и объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид; целое – часть; причина – следствие;
выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности;
выявляет и называет разнообразные противоречия в явлениях природы (ранним летним утром нет росы на траве), предметном мире (нож не режет), наблюдаемых проявлениях социальной жизни (сверстник берет игрушку без спроса);
выбирает самостоятельно разные способы экспериментирования (что предпринять, когда «тормозит» игрушечный поезд: попробовать самому или спросить у папы);
принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.
Источники: Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2022
Образовательный стандарт дошкольного образования