Важной составляющей, обеспечивающей правовую воспитанность ребёнка и его защищенность, является правовая грамотность взрослых и их соответствующее поведение, поэтому работу по привитию основ правовой грамотности дошкольников необходимо начинать с правового просвещения их родителей (законных представителей), способствующего повышению уровня их правовой грамотности в целом. Преимущество учреждения дошкольного образования перед всеми другими социальными институтами состоит в том, что главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» является личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Дошкольный период детства определяется как кризисный в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним. Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых, и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности.
С целью предупреждения данных проявлений необходимо организовать тесное взаимодействие между семьей и детским садом, что в полной мере относится и к вопросам правового просвещения родителей (законных представителей) воспитанников.
Целью правового просвещения родителей (законных представителей) воспитанников является повышение их правых знаний для обеспечения прав и интересов детей, воспитанников учреждения дошкольного образования.
Деятельность учреждения дошкольного образования по правовому просвещению родителей (законных представителей) воспитанников основывается на следующих принципах:
1. Принцип научности, обозначающий, что педагогическое взаимодействие направлено на становление развитие познавательной активности педагогов, родителей и детей в правовой области, на формирование у них умений поиска и применения правовой информации.
2. Принцип ориентированности на единство знаний и умений, сознания и поведения требует деятельности, позволяющей как овладевать и знаниями, и умениями использовать полученные знания на практике.
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает такое построение мероприятий, когда последующие направлены на закрепление ранее усвоенных правовых знаний и умений, их последовательное развитие и совершенствование.
4. Принцип развития инициативы и самостоятельности требует, чтобы в процессе формирования знаний и умений по соблюдению и защите прав и интересов ребенка поощрялось желание родителей поделиться своим опытом, распространить его.
5. Принцип уважения к личности и опоры на положительное в человеке предполагает искреннюю заинтересованность педагога в проблемах, которыми делится с ним коллега, родитель или воспитанник в судьбе ребенка и старание изменить ситуацию.
6. Принцип учёта индивидуальных особенностей предполагает определение уровня правовой грамотности каждого родителя (законного представителя), анализа отношения к ребенку и его потребностям, условий семейного воспитания и организация деятельности с учетом их особенностей.
Деятельность воспитателей дошкольного образования в рамках правового просвещение родителей (законных представителей) направлена на решение следующих задачи:
- формировать у родителей (законных представителей) воспитанников положительную мотивацию к повышению правовых знаний о правах ребенка.
- расширять правовые знания родителей (законных представителей) о правах ребенка.
- обеспечивать понимание родителями (законными представителями) своих прав и обязанностей в отношении ребенка и процесса его воспитания.
- доводить до родителей (законных представителей) их права и обязанности как участников педагогического процесса.
- развивать умения родителей (законных представителей) использовать полученные правовые знания на практике.
- проводить работу по изучению семьи, условий семейного воспитания, эмоционального самочувствия ребенка в семье.
- осуществлять наблюдение за детьми и их общением с родителями (законными представителями).
- проводить опросы родителей (законных представителей) с целью получения сведений о трудностях в воспитании и повседневной жизни, пожеланий и предложений по совместной работе.
Работа по правовому просвещению осуществляется поэтапно и включает три этапа:
- первый этап включает изучение семьи, условий семейного воспитания, эмоционального самочувствия ребенка в семье, его итогом становится создание портрета родителей; социально–педагогического профиля семьи; обследования жизненного пространства ребенка. Полученные данные обрабатываются и анализируются для использования в дальнейшем планировании.
- второй этап заключается в разработке проектов и планов работы с родителями (законными представителями) воспитанников по повышению уровня их правовых знаний, подготовке и проведении намеченных мероприятий.
- третий этап предполагает анализ деятельности, подведение ее итогов. Одним из направлений работы по правовому просвещению родителей (законных представителей) воспитанников становится выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Следует указать, что сначала рекомендуется проводить мероприятия для всех родителей (законных представителей) воспитанников, при этом уровень сформированной правовой грамотности родителей во внимание не принимается. Это делается для того, чтобы создать доверительную атмосферу, не насторожить родителей «группы риска», к которым относят тех, кто нарушает права ребенка, недобросовестно выполняет свои обязанности по воспитанию ребенка. Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка следует через коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные формы работы.
Формы проведения мероприятий, как правило, является следующие:
тренинги, родительские собрания, постоянно действующие семинары, консультации, вечера вопросов и ответов, праздники, являющиеся не развлечением для родителей, а средством формирования культуры общения с ребенком.
Методы и приемы правового просвещения: беседы, обмен родителей опытом в воспитании своих детей, анализ различных проблемных ситуаций и выявление причин их возникновения, просмотр видеосюжетов, тестирование; подготовка информационных стендов и папок – передвижек для родителей (законных представителей) воспитанников на темы соблюдения и защиты прав и достоинства ребенка.